Добрый день))
Давний обитатель здешнего форума и мой сосед Value, насколько я знаю, обещал здесь кому-то скачанную мною статью Владислава Надточего, если ЭТО можно так назвать, поскольку чуть больше, чем полностью, сей текст состоит из копипасты со всех возможных ресурсов, начиная с Михая и заканчивая жутким гугло-переводом.
Vlad Impaler
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОН ПРАВЛЕНИЯ
ВЛАДА III ЦЕПЕША-ДРАКУЛЫ
Территория, в настоящее время занятая современной Румынией /в которую в настоящее время входят Валахия и Трансильвания/, была заселена с древнейших времён. Начиная с 513 до н. э. страну населяли фракийские племена даков и гетов, имевших полупервобытнообщинный общественно-экономический строй. После правления Буребисты (70 ? 44 до н. э) земли даков попали в сферу геополитического влияния Рима. Гай Юлий Цезарь начал военную кампанию против них около 44 до н. э. После смерти Буребисты началось постепенное ослабление дакских племен, и ко времен правления Децебала Дакия оказалась в зависимости от Римской Империи и была целиком завоёвана при римском императоре Траяне в 115 году н. э. Римская администрация существовала вплоть до Великого переселения народов (ок. 260-280-х годов). Территорию Румынии в Средние века захватывали славяне (VI век), болгары и венгры в IX веке, монголо-татары в XIII веке. Множество мелких княжеств постепенно объединились на территории Молдавии и Валахии, которые были завоеваны Османской империей в XV веке. По сравнению с другими государствами Балкан, Молдавия, Валахия и Трансильвания сохраняли большую автономию. Территория Трансильвании, Валахии и Молдавии, имевшая выгодное географическое расположение, была в XI-XV веках притягательна даже для Тевтонского ордена. В 1600 Валахия, Молдавия и Трансильвания объединились под властью принца Михая Храброго, а после его убийства были покорены солдатами австрийского генерала Джорджо Басты. В 1699, 1718 и 1739 разные части нынешней Румынии, как, например, валашская Олтения в 1718, были поделены между Австрией и Османской империей. В 1775 к Австрии была присоединена Буковина, а в 1812 она стала частью России. Заметная часть средневековой истории Румынии изложена в трудах Константина Капитанула (Филипеску), румынского хроникёра XVII века.
Валахия (рум. Tara Romaneasca, буквально - румынская земля) - историческая область на юге Румынии, между Карпатами и Дунаем; делится рекой Олт на Мунтению и Олтению. С XIV века Валахия - феодальное княжество, с XVI века - под турецким господством. По Адрианопольскому мирному договору 1829 фактически автономна (под протекторатом России до 1856). В 1859-61 объединилась с Молдавией в единое государство (с января 1862 - Румынское княжество). История Валахии восходит к самым древним периодам, согласно американским ссылкам территория Дакии на которой находится и Валахия, свидетельствуется как центр крупной цивилизации человека в течение несколько тысяч лет. Это подтверждают и древнегреческие письменные ссылки которые подразумевают "горы на которых снег не таял даже летом" (то есть; "страну богов") именно в Восточных Карпатах (см: древнегреческие мифы). Упоминают сию территорию и другие древние письменные ссылки на пример, Иордан, Флавии, Приискус, Прокопий Кесарийский и пр. Если румынские историки говорят про "Дакийское царство", то древние авторы в территорию Дакии, и в Добруджу, утверждают стольные грады Великой Скифи среди них столица скифов гор. Томис, Добруджа, при императоре Констанции она же переименованная в "Констанцию, и упоминаемый древнегреческими мифами "Олимп"; древняя горная резиденция правителей Великой Скифи - Сармизегетуса (дословно; "sarm_ize_getus_a /общая для гетов"). В этой территории, которая соседствовала с гетами-мёзиями (не путать с персами-"мезами") на юге Дуная, с гетами-языгами из Панонии и с гетами-бастарнами на севере, христианский культ проник с самых раних периодов в лице как святого апостола Андрея который основал в год 62 н.э. епископства; Византии, Одесосса (Варна) и Томиса (сег. Констанция), так и в лице христиан-беженцев из империи, которые именно в Дакии и спасались от преследования со стороны фанатов тогдашнего культа Римской империи. В год 105 со своим италийским IV легионом и с помощью своих федератов, легионов и вспомогательных частей из Моёзии, юг Дуная, император Траян вторгся в Дакию, главные боевые действия ведясь в территорию последующей Мунтении, тогда же пала и была разрушена и Сармизегетуса. От 106 года н.э. территория юго-западной Дакии населённая гетскими родами, в числе оной и была включена в состав Римской империей ("Дакийская провинция"), оккупация продлеваясь до 271-275 гг. н.э. За этот период в территории Дакии древними авторами утверждаются две крупные области; "Гепидия" (последующая Трансильвания) и в территории Мунтении - "Роксолания". В 275 году готам Великой Скифи удалось окончательно освободить оккупированную римлянами юг и запад Дакии, после кроткого перерыва, после того как в ряды унов (hunis) вошли и дакийские геты; роксолане и гепиды, и при поддержке своих союзников из числа "кузенов" (hermanicus), именно с территории Мунтении (В.) уны Великой Скифи и начали свое генеральное наступление на Рим. После падения Рима в В. династии менялись одна за другой; после смерти Аттилы на престол стал гепид Ардарих, после него другие среди них и обиратели, почему одна из династий Великой Скифии и получила прозвище; "обры", обитатели, (дословно в румынском; "avarii"). Еще при Фастиде, территория Дакии была очищена от не-гетского элемента и прочих, в числе оных готская династия остготов Амалы, которые получили престол Паннонии, склавены будучи переселены по усмотрению готов в разные регионы империи, кто в Малую Азию а кто в Ломбардию.
Трансильвания (рум. Transilvania: "Залесье", нем. Siebenborgen: "Семиградье", венг. Erdely) - историческая область на северо-западе Румынии.
В X веке являлась самостоятельным княжеством.
В XI—XII веках Трансильвания была завоёвана венграми.
В XVI веке образовано Трансильванское княжество, вышедшее из-под власти Венгрии и признавшее сюзеренитет турецкого султана.
В XVII веке оккупирована Габсбургской империей.
После создания Австро-Венгерской монархии Трансильвания вошла в состав Венгерского королевства. Одним из условий вступления Румынии в Первую мировую войну было присоединение Трансильвании к территории Румынии. После Первой мировой Трансильвания перешла Румынии. По решению второго Венского арбитража, проведенного Германией и Италией 30 августа 1940 г., Румыния передала Венгрии Северную Трансильванию. У Румынии осталась Южная Трансильвания. По условиям мирного договора, подписанного 10 февраля 1947 года, аннулировался Венский диктат 1940 года и признавалось присоединение к Румынии севера Трансильвании.
Начиная с VII века, Валахия оказалась в сфере интересов Венгрии, Молдовы и Османской Империи. Время от времени Валахию пытались прибрать к рукам и господари Трансильвании. Свою роль в давлении на Валахию сыграло и западное купечество, в особенности брашовские, любекские и саксонские купцы, которые преследовали корыстные цели бесконтрольного обогащения на территории Трансильвании и Валахии. Их влияние на политическую обстановку не было столь явным как например захват Валахии Османской империей, но на самом деле тот или иной претендент на трон господаря Валахии или правителя Трансильвании оказывался на троне, только в том случае, если его кандидатура была привлекательной для купечества. Характерной особенностью политических действий купечества было то, что все предпринимаемые ими шаги совершались чужими руками. Фабрикация поддельных писем Влада III Цепеша «Дракулы» к турецкому султану и издание клеветнической книги «Легенда о великом изверге» далеко не единственные факты негативного вмешательства купечества в дела Валахии и Трансильвании, но об этом будет рассказано попозже. Реальность мусульманской агрессии со стороны османской империи вызвало необходимость консолидации усилий правителей Центральной и Южной Европы, в частности Венгрии, Молдовы, Трансильвании и Валахии и т.д. Данная консолидация была произведена популярным в средние века способом – организацией военно-политического Ордена. Благо, прецедент уже был – достаточно вспомнить Орден Дракона св. Георгия Победоносца, который также был создан в рамках ответа на мусульманскую агрессию, со стороны этой же Османской империи. Целью Ордена было убийство турецкого султана, что блестяще исполнил ценой собственной жизни Милош Обилич. Видимо, удачный пример и побудил императора Священной Римской империи, венгерского короля Сигизмунда I Люксембурга к созданию Ордена Дракона. Здесь следует рассказать об этом Ордене поподробнее - Орден Дракона (лат. Societas Draconistrarum, нем. Drachenorden) - рыцарский орден, основанный императором Священной Римской империи Сигизмундом I Люксембургом в 1408 году для охранения Креста Господня и борьбе с язычниками, прежде всего с турками. В орден входило не более 24 рыцарей. Отличительным знаком члена ордена служил медальон изображавший дракона топчущего полумесяц на фоне креста. Прообразом создания ордена послужил еще один орден именовавшийся Орденом Дракона св. Георгия Победоносца созданный сербским князем Милошем Обиличем. На щите князя было изображено солнце с 12 лучами символизировавшими 12 членов ордена. отличительным знаком ордена служило изображение дракона на шлемах рыцарей. Целью ордена было убийство султана Мурада Первого. Убить султана удалось только в день битвы на Косовом Поле, когда князь Милош проник в лагерь турок под видом дезертира и заколол султана, прямо у него в шатре. Князь был казнен по приказу нового султана Баязида (успевшего уже прикончить своего старшего брата и наследника трона Якуба), вместе с другими пленными сербами. Из всех членов ордена выжить удалось только Стефану Лазаревичу (1374-1427)-сыну князя Лазаря, павшему на Косовом поле. Молодой князь бежал в Венгрию, под покровительство короля Сигизмунда. 13 декабря 1408 года состоялось возрождение Ордена Дракона. Теперь в нем состояло 24 рыцаря. В их число входили такие знаменитые люди, как
o Сигизмунд Люксембургский, король Венгрии;
o Стефан Лазаревич Сербский;
o Король Арагона и Неаполя Альфонсо;
o Король Владислав II Польский;
o Великий князь Литовский Витовт;
o Герцог Эрнест Австрийский;
o Кристофер III, Герцог Баварии и Король Дании.
Отличительным знаком для рыцарей явились медальоны и подвески с изображениями дракона, свернувшегося в кольцо. По инициативе Сигизмунда был разработан пышный ритуал обряда приема в рыцари и заседаний. Папа Григорий XII одобрил учреждение Ордена. Основополагающий документ - булла «Сигизмунд - король венгерский» в том числе подтверждал, что члены ордена могут носить знак дракона. В 1431 году Сигизмунд захотел увеличить количество степеней в Ордене. Для этого он пригласил в Орден большое количество политически влиятельных и в военном отношении полезных вассалов и знати. Участвовал в этой церемонии и Влад II Дракул, отец Влада III Цепеша-Дракулы, который служил командующим пограничными войсками и охранял проходы через Трансильванию. Прозвище Дракул было дано именно из-за того, что он состоял в Ордене Дракона. Появление новых людей привело к расширению Ордена, появлению новых классов. Каждый класс отличался в деталях, но основной символ его был неизменен - мотив дракона всегда был доминирующим. Изменения были - дополнение надписями - «O quam misericors est Deus» (О, как милосерден Господь) или «Justus et paciens» (Оправданно и мирно). Орден оставался сильным до смерти Сигизмунда в 1437 году. Без сильного спонсора Орден быстро потерял влияние и престиж.
Взаимодействие государств сильно затрудняла непрекращающаяся борьба и интриги местной знати. Для уяснения вопроса следует более подробно рассмотреть – кто же были представители знати и каков был характер их внутренних взаимоотношений. В славянских документах с XV века по 1866 год правители Молдавского княжества и Валахии назывались господарями наряду с титулом воеводы. В румынских источниках вместо господаря использовался титул Domn (от лат. dominus). К XIX веку многие вассалы Османской Империи носили этот титул. С ростом румынской независимости титул домнитор полностью вытеснил титул господаря. До установления османского сюзеренитета в Молдавии правила династия Мушатинов, начало которой положил господарь Пётр I Мушат. Церемониал посвящения совершался «милостиею Божиею» и имел два этапа: «избрание» в поле, на открытом месте и собственно коронация - в церкви митрополии. Господарь носил корону, имел неограниченное право над своими подданными, считался собственником территории всей страны, главнокомандующим армией, верховным судьёй. Только он имел право объявлять войну и подписывать мирный договор. После установления османского господства, молдавский престол стал предметом купли-продажи. Господарский престол стали занимать представители знатных боярских родов, а также иностранцы. В 1711-1821 гг. молдавский престол стали занимать исключительно греки из константинопольского предместья Фанар. Этот период получил название Фанариотского режима. Институт господарства сохранился ещё некоторое время после объединения Молдавского княжества с Валахией в 1859 году до 1881 года, когда Румыния была провозглашена королевством.
Господарь. С XIV столетия во главе Валахии и Молдовы стоял господарь, который был одновременно и великим воеводой. Понятие domn («господарь»), обозначающее верховного правителя страны и подданных, происходит от латинского dommus - титула, который получали главы римского государства в период домината. Название «великий воевода» имеет славянское происхождение и означает «главнокомандующий». Вследствие миграции славян и совместного проживания с ними румын в ряде источников начиная с IX в. воеводами называются некоторые румынские правители, стоявшие во главе первых государственных образований в Карпато-Дунайском регионе. В XIII-XIV столетиях в процессе политического объединения этих малых государств в областях к югу и востоку от Карпат появилось по одному «великому воеводе», господствовавшему над местными воеводами. С укреплением власти и ростом авторитета на международной арене великие воеводы присвоили себе звание господаря. В княжеский титул, кроме названий «великий воевода» и «господарь», входила частичка Io, что являлось сокращением от священного имени Иоанн (loannes), обозначающего «избранник Бога» и связанного с церковным обрядом помазания монарха при его вступлении на престол. Благодаря этому господарь становился «единственным властителем» или «самодержцем», будучи символом суверенности независимости государства. Власть господаря рассматривалась к^ власть «от Бога». В официальном титуле данная идея нашла свое выражение в формуле «милостью Божьей» (Dei gratia). Знаками власти являлись корона, булава и скипетр. Полномочия господарей были ограничены, однако, привилегиями бояр и верховного духовенства, а также «древним правом» (традиционным неписаным правом). Господарь (великий воевода) ведал всей государственной администрацией, назначал высших сановников, даровал вотчины и другое имущество, являлся верховным главнокомандующим, выступал с инициативами во внешней политике, решал внутренние конфликты, был верховным судьей страны. В XIV-XVI вв. румынские господари часто признавали себя вассалами венгерских и польских королей, что, по их мнению, не наносило ущерба независимости страны. Наследование престола осуществлялось по смешанному наследственно-избирательному принципу. Составленное из представителей привилегированных социальных слоев: бояр, духовенства, придворных, верховное собрание страны избирало монарха из числа членов двух господарских семьей (Басарабы в Валахии и Мушатины в Молдове). После установления в XVI столетии прямого османского сюзеренитета над румынскими княжествами избранные господари были обязаны добиваться утверждения у султана. Часто в нарушение этого правила они вначале назначались Портой (также из числа представителей местных династий), и лишь затем собрание принимало формальное решение. После, этого, обычно на открытом месте (на «поле») и в присутствии представителей различных слоев свободных людей, происходила церемония коронации господаря митрополитом. Хотя господари продолжали считать себя «помазанниками Божьими», а свою власть - ниспосланной «милостью Божьей», со второй половины XVI в. «божественное» происхождение власти дополнялось земным фактором в лице султана или императора. Именно с этого периода подверглись значительному ограничению внешнеполитические полномочия господарей, которые были обязаны согласовывать свои действия на международной арене с интересами Порты. Внутри страны господари сохраняли прежние полномочия. В целях преодоления отрицательных последствий внутренней борьбы за престол и для ограничения власти бояр большинство господарей, подражая западной практике, объявляли своих наследниковеще при жизни, приобщая их к политической деятельности. Хотя в Трансильвании великие воеводы именовались так же как и монархи Валахии и Молдовы, они не обладали подобной властью и, следовательно, не были господарями. В данном случае в качестве суверенного монарха выступал король Венгрии, назначавший воевод Трансильвании, входивших в круг крупнейших сановников. В составе королевства Трансильвания пользовалась широким самоуправлением, которое местные власти стремились укрепить, а центральные власти пытались ограничить. Вопреки установленным правилам некоторые воеводы создали настоящие «воеводские династии», как, например, члены семьи Лакфи в XIV в. или семьи Чаки в XV в. Воевода Ладислав Лошонц (1376-1391) участвовал даже в антивенгерской коалиции Балканских государств. Воеводы Трансильвании назначили своих заместителей, правителей семи трансильванских комитатов, начальников замков, нотариев и других высших местных должностных лиц. С середины XV столетия некоторые воеводы, проживавшие в основном вне Трансильвании, назначали своих заместителей, являвшихся подлинными правителями, а также губернаторов и их заместителей. В документах XIV в. изредка встречается также титул «герцог Трансильвании» (известный и в предыдущем веке), который носил член королевской семьи. Тем не менее на всем протяжении средневековья настоящая власть всегда была сосредоточена в руках воевод, которых иногда одновременно бывало двое или трое. Воевода Трансильвании наделялся административными, судебными и военными полномочиями. Его власть распространялась на комитаты Сольнок, Дэбыка, Клуж, Турда, Алба, Хунедоара и Тырнава. Большинство трансильванских воевод значительно расширили свою власть, получив титулы графа Сольнокского, графа секеев и даже графа Сибиу (т. е. саксов), а также ряд королевских прерогатив в отдельных областях, юридически выведенных из-под воеводской власти. Вследствие сохранения в течение некоторого времени вассальных отношений часть территории Трансильвании (Фэгэраш, Амлаша, владения Чичеу, Четатя-де-Балтэ и др.) оставалась под властью господарей Валахии и Молдовы. После 1541 г., когда произошел распад Венгрии, правители Трансильвании стали называться князьями и избирались отныне верховными собраниями, получившими впоследствии название «диеты». После своего избрания князь был обязан получить Утверждение у султана, так как Трансильвания имела аналогичный с Валахией и Молдовой внешнеполитический статус.
*а теперь представьте, что у них, семейства Надточих, таким макаром целая книга написана...*
Теги: Влад Дракула,история,статья