Форум Елены Артамоновой

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум Елены Артамоновой » За чашкой кофе » Янычары настолько суровы, что...


Янычары настолько суровы, что...

Сообщений 1 страница 28 из 28

1

http://www.proza.ru/pics/2011/07/15/817.jpg?6717

Котёл знаменем блестит,
А во лбу черпак горит.
Знает янычар сполна:
В мире главное - жратва

миль пардон, не удержался

Знаменитый головной убор назывался кече - свисающий кусок ткани симулировал рукав дервиша, благословляющего янычар (сам Бекташи умер за сто лет до основания янычарского корпуса). Сама, собственно, шапка звалась ускюф, могла украшаться и довольно богато, металлом, что повышало её защитные свойства. Янычар был ОБЯЗАН носить кече во время боевых действий, где бы они не шли, а в мирное время мог хоть чалму намотать (ежели бы денег хватило, рядовому так точно нет, а офицеры кече в мирное время не жаловали). Но самым ходовым головным убором была тюбетейка (они даже в музеях сохранились), обмотанная по краю тканью наподобие маленькой чалмы - новобранцам, аджеми огланам, только такая и полагалась. Чем-то эта конструкция напоминала бандану, особенно краями ткани, свисавшей сбоку.
Верхний кафтан янычара - долама мокмалу - с ложными рукавами (старшие командиры) или до локтей ниспадал до щиколоток. В боевой обстановке он заправлялся за пояс. Нижний звался просто доламой, длиной доходил до середины бедра и обычно был жёлтым. Обувь различалась цветом у офицеров разных орт. Рубаха и штаны (чагшир) шились из бязи. Вообще цвета в янычарской одежде - страшная тема, ибо у каждого автора янычары раскрашены в "свой" цвет, про картинки вообще можно промолчать. Но, судя по сохранившимся средневековым накладным, долама мокмалу была красная. Однако на турецких миниатюрах встречаются цветные янычары (возможно, цвет опять-таки зависел от орт) - можно предположить, что изображались офицеры (особенно если это сцены из султанской жизни), которые могли себе позволить неказённую одёжу.
Бороды они не носили, в отличие от самих турок, лишь усы.

Изначально "новое войско" было создано как отряды лучников, потому основным оружием янычара считался лук (как и у султанов, кстати) - сложный, с большой силой натяжения и рекордной дальностью стрельбы - позднее ружьё. Ещё в арсенале янычара были кинжал, ятаган и турецкая сабля, клыдж, и боевой (или не очень) топор. В отличие от европейских лучников, они носили колчаны на поясе, практически позади. Как и татары со славянами, использовали для хранения лука налуч, тоже крепившийся на поясе.
Ятаган (проблемка - что есть вообще ятаган? И если ятаган длинный, то что такое ханджар, аналогичное по форме оружие? Кто из них короче? Русские или болгары путают меч с двойным изгибом и аналогичный удлинённый нож?) появился не как боевое оружие - янычары в столице фактически были полицией, однако выносить оружие из оджага было категорически запрещено, так что средневековый атрибут власти был заменён на нечто двухлезвийное, больше напоминающее ритуальный удлинённый нож, чем реальную силу. Однако на практике ятаган оказался не менее убийственным клинком, чем сабля (об этом в отдельном очерке).
У каждого янычара должно было быть своё оружие, но если на момент начала войны оно отсутствовало, его выдавали.

Организация войска
Весь корпус, называемый "оджак", подразделялся на "орты", жившие в "одах" (переводится как "очаг"), монастырях-казармах. Понятия путать нельзя - янычары обижаются. В отличие от современной армии с чётко расписанным числом людей в каждом отряде\роте\полке, количество янычар в ортах сильно отличалось - их могло быть от ста и до тысячи.
Орты частенько делились по специализации: долгое время (мой источник любит шестнадцатый век, подозреваю, что тогда) одна орта состояла исключительно из дервишей,
- орты деведжи растили борзых собак (хассеки тоже этим занимались, но более узкопрофильно) для султанской охоты и обихаживали верблюдов,
- секбаны занимались боевыми собаками,
- солаки были "бодигадами" султана (в эту орту набирали исключительно высоких и статных),
- орта талимхане была школой стрельбы из лука, а потом из ружья,
- загарджи растили гончих собак
- турнаджи были сокольничими
- сансуджи растили собак для травли медведя
Командир каждой такой орты звался по её поименованию с прибавлением почтительного "-баши". Талимханеджи-баши, например.
Более мелкие подразделения звались белюки, число людей в них тоже колебалось, от пятидесяти до ста человек.

"Центром "очага" был, естественно, котел. Более того, у янычар это была не кухонная принадлежность, а воинская святыня, заменявшая европейские знамена"(с) (правда, оные у них тоже имелись, призванные отличать верблюжатников от собачников).
Другим характерным знаком их отличия была ложка в футляре (потому мы её не видим), крепившаяся к шапке. "Нарочитая гастрономическая солидарность подразделения ничуть не снижала его боеспособность. Янычары только подчеркивали, что путь к их сердцу лежит через желудок"(с), а султаны уже пользовались - именно Мехмед наш Фатих завёл традицию одаривать корпус звонкой монетой по восшествии на престол, причём, ещё не неизвестно, что разболтало янычар больше - дары, увеличения которых они требовали, или позволение заводить семьи и "вести бизнес" двести лет спустя от основания войска.
В мирное время каждую пятницу орты, дислоцированные в столице, шли с казанами к султанскому дворцу, где получали продовольственный пилаф (рис и баранину). Если их что-то не устраивало, они опрокидывали котёл и собирались вокруг него - всё, ребят, мятеж. В 1449 году они так требовали повышения "зарплаты" - юному султану Мехмеду пришлось уступить.

Самое высокое начальство - ага - изначально происходил из простых янычар (вот вам и карьерный рост со стабильной зарплатой). С шестнадцатого века он стал назначаться султанами и по этой причине в бунтах всегда погибал первым, как пришлый, а значит, самый виноватый.
Ага подчинялся непосредственно султану и никому другому, был членом Дивана. Естественно, выглядел пошикарней своих подчинённых - одёжа покрасивей да знатнее.
Мой источник (книга Введенского) так выстраивает пирамиду янычарского офицерства:
1. Ага
2. Секбан-баши
3. Кетхюда-бей (средневековый секретарь (аги) с повадками налогового инспектора, ведал встречами с агой и ничем более, янычарами привечался, чтоб, не дай Аллах, какой пакости начальнику не ляпнул)
4. Кетхюда-йери (подозреваю, что ещё один "рецепсионист")
5. Мухзыр-ага (сие есть ещё один бюрократ, "лицо фирмы", так сказать, представитель корпуса при Великом Визире)
6. Янычарский эфенди (чиновник + канцелярия = янычарский главбух)
7. Чорбаджи ("раздатчик похлёбки", командир орты - янычары были пехотой, но ему было позволено ездить верхом)
8. Одабаши ("начальник казармы", в орте второй человек после чорбаджи)
9. Векиль-хардж (ещё одна разновидность янычарского бухгалтера, только уже местного, ортовского, значения)
10. Байракдар (знаменосец, где-то рядом с современным прапорщиком)
11. Баш-аскер (помощник байракдара: знамя - это лицо орты, штука тяжёлая)
12. Ашчи (самый низший офицер: серьёзно к нему не относились, особенно другие офицеры. Если в подчинении у ашчи, повара и начальника "гауптвахты" (сажали в кухонный чулан за провинности), не было чернорабочих (только поступивших аджеми огланов), то на базар он ходил сам, и, ежели ничего не приобретёт, гулял по оде сильно битым голодными коллегами).

Быт
Все принципы жизни янычар были расписаны Кануном основателя войска, Мурада I:
- беспрекословное подчинение командиру
- всяческое избежание роскоши (а вот это явное влияние бродяжников-дервишей)
- жить в казарме, не приводить туда баб и не жениться! Лишний раз носу за пределы казармы и крепости не казать...
- ...на то и была ежевечерняя перекличка
- соблюдать все религиозные нормы
- et cetera
Подсудны янычары были лишь своим командирам и удостоены редкой чести в случае дезертирства или подлой трусости - самой гуманной турецкой казни, сиречь удушению. Причём, казнить янычара нельзя, предварительно надо было вытурить его из корпуса. А если он успевал забраться под казан, то мог быть помилован (вот представьте себе эти догонялки...). За мелкие проступки следовали телесное наказание, кухонный чулан, то бишь, гауптвахта, за нечто более серьёзное - ссылка в приграничную крепость, поближе ко всяким мадьярам и валахам.
Правда, службу в приграничных крепостях они всё-таки ещё и несли в обязательном порядке - как минимум десять янычар в гарнизоне должно было быть, они отвечали за ключи от ворот крепости - а в столице играли роль полиции (вспомним цитату из "Джентльменов удачи") и... пожарных. Недаром один из не-офицерских чинов звался "главным водоносом".
В казармах, больше напоминающих монастыри, было положено соблюдать чистоту (и явно не "пожилые" надраивали полы, даже если была их очередь - да здравствует дедовщина). Общих занятий в мирное время не проводили - каждый упражнялся во что горазд. На марше не было особого порядка, однако каждый янычар точно знал, где должон стоять.

Теги: янычары, Турция, османы, новое войско, история

0

2

Читая эти замечательный исследования, я больше всего сожалею о том, что в период моей работы над книгой, я не могла ознакомится с ними. Признаюсь честно, я испытывала определенные затруднения, работая именно над турецкой темой. В то время я раскопала парочку хороший исследований ,но все же инфы мне не хватало. Эх, попадись мне такая работа в то время.... Увы, поезд ушел, однако я и сейчас с большим интересом перечитала написанное Фьоре. Очень  ценные и интересные работы. Ежели бы такие люди в историки шли, была бы у нас совсем другая история)))) А то мы только тем и занимаемся, что грязь отмываем, которую "ученые мужи" выливали на кого попало. Беда в том что, как правило, у людей ,выбравших в качестве поля своей "научной" дяятельности историю или филолгогию, мозги своеобразны устроены. Логика у них, мягко говоря, не поддается пониманию простых смертных.
Фьоре, еще раз спасибо за эту подборку!  :cool:  :cool:  :cool:

0

3

Присоединяюсь! Очень познавательная подборка, и для тех, кто пишет о тех событиях - неоценимое подспорье. Да и просто интересно ознакомиться.

0

4

Признаюсь честно, я испытывала определенные затруднения, работая именно над турецкой темой.

Вот та же проблема - очень мало про пятнадцатый век мелких подробностей в рунете, видимо, для полного исследования всё-таки надо быть историком и иметь доступ к более-менее полным трудам. Про янычар вот откопалось, а быт маленькой крепости на южной окраине империи - чёрная дыра просто.

Беда в том что, как правило, у людей ,выбравших в качестве поля своей "научной" дяятельности историю или филолгогию, мозги своеобразны устроены

Тут проблема в том, что всякий историк - фактолог, и домысливать им идеологически запрещено. С одной стороны, правильно, а с другой в это время крутят пальцем у виска обделённые документальными фактами исторические личности )   

Фьоре, еще раз спасибо за эту подборку!

 

Очень познавательная подборка, и для тех, кто пишет о тех событиях - неоценимое подспорье

Благодарю за внимание )) Честно говоря, даже не ожидала подобного интереса )

0

5

Fiore написал(а):

Честно говоря, даже не ожидала подобного интереса )

Еще как интересно!!!
Я очень давно читала книгу Павло Загребельного "Роксолана", там тоже было про янычар, но в то время я еще была ребенком и в голове толком ничего не отложилось, что реальность а что уже художественное...

Кстати, новых портретов Господаря у тебя нет? :jumping:

0

6

Как моя мама, помню, опасалась давать мне "Роксолану"! И рекомендовала, и предупреждала - там такое...
Ничего особо "такого" я там не встретила, но это была первая книжка, где я столкнулась с нетрадиционной ориентацией))) (тогда ж Союз еще был, мы и не знали, что такое бывает!

0

7

Света написал(а):

это была первая книжка, где я столкнулась с нетрадиционной ориентацией)))

А я и забыла что там было.
Наверно даже не совсем поняла ЧТО там написано. :D  Меня в том возрасте сильнее интересовали распорядки в войске янычар и ползавшие в нежилой части женских покоев матери султана змеи, отсутствовавшие в окнах стекла...

0

8

А в меня вползал мерзкий, липкий, всепоглощающий ужас безнадежности, когда я представляла, каково там жить.
У меня тогда еще стишок такой сам собой нарисовался...

0

9

Света написал(а):

А в меня вползал мерзкий, липкий, всепоглощающий ужас безнадежности, когда я представляла, каково там жить.
У меня тогда еще стишок такой сам собой нарисовался...

Стишок ждем-с.
Я когда читала представляла как убила бы султана :hobo:

0

10

Света написал(а):

А в меня вползал мерзкий, липкий, всепоглощающий ужас безнадежности, когда я представляла, каково там жить.
У меня тогда еще стишок такой сам собой нарисовался...

Свет, тогда вообще время было страшное. Очень много жестокости, причем обыденной жестокости.

0

11

Все, господа, хорошего понемножку! Удалила. Во избежание проблем с разными нехорошими людЯми.

0

12

Fiore написал(а):

Вот та же проблема - очень мало про пятнадцатый век мелких подробностей в рунете, видимо, для полного исследования всё-таки надо быть историком и иметь доступ к более-менее полным трудам.

Я в работе использовала одну книжечку, маленткая, но толковая :)
Льюис Р. Османская Турция. Быт, религия, культура. М., 2004. http://lib.rus.ec/b/287103

0

13

Оксана написал(а):

Блин, а у кого в "Роксолане" была неправильная ориентация? Что-то тоже не помню!

Мальчик, которого в детстве похитили и он жил у богатой вдовы, а потом его султану подарили.

0

14

Да Ибрагим, конечно же. У меня с тех пор это имя ассоциируется....

0

15

Основной конкурент Роксоланы на султанском ложе. Участь известна...

0

16

Оксана написал(а):

А что такое еврейские бега, которые любил Пикколомини у Зизи?

Было в Риме в 15 веке такое развлечение. В чем оно заключалось, можно только догадываться. Я не присутствовала :). Пишу со слов очевидца.  :writing:  :writing:  :writing:
Есть такая книга: Инфессура С., Бурхард И. Дневники. Документы по истории папства XV-XVI вв. М., 1939. Кстати, очень занимательная, где описываеттся быт и нравы того времени. В Интернете, ее, к сожалению, не встречала, только в библиотеке. Так что ,если есть такая возможность, советую почитать.

0

17

ой, да раньше к нетрадиционной ориентации намного проще относились (а македонцы даж поощряли )
Например, монахи, давшие обет безбрачия: с женщинами нельзя, а про мальчиков никто не говорил.

0

18

Людмила написал(а):

Например, монахи, давшие обет безбрачия: с женщинами нельзя, а про мальчиков никто не говорил.

Козлы!

0

19

Оксана написал(а):

Но порой и свободные, и вроде бы благополучные люди влюбляются таким макаром, и стоят на своем, не боясь ни издевательств, ни тюрьмы, ни расстрела.

Главное чтобы они влюблялись в таких же как они. Тогда никто их расстреливать не будет.
Вот к вам, Оксана, никогда не приставали лесбиянки? Нет? Тогда вы и знать не можете как ЭТО мерзко, даже если секс не предлагают!

0

20

Ну, это их проблемы. А мы-то здесь причем?

0

21

ZiZi написал(а):

Ну, это их проблемы. А мы-то здесь причем?

Просто у Оксаны повышенный интерес к этой теме :dontknow:

0

22

Оксана написал(а):

С рабами - тоже понятное дело, у них выбора нет...

Кстати, в тему о рабстве, я сейчас как раз по ней инфу просматриваю, http://www.bessonov-art.narod.ru/n02.htm типа этой, похоже, этих людей все же другие проблемы волновали, а не однополая любовь  :D

0

23

Зизи, по ссылке ходила. В благословенные времена и в благословенной стране мы с вами живем, товарищи.

И с какой радости тебе это понадобилось, если не секрет?

0

24

Света написал(а):

И с какой радости тебе это понадобилось, если не секрет?

Секретов нет. Это сайт Николая Бессонова, того, что про инквизицию писал. Обличаем пороки рода людского... Рабство, инквизиция, фашизм, нынешняя "демократия". Это вам ,товарищи не бабочки с гусеницами, здесь все по-человечески  :D

0

25

Теперь вспоминаю, что я в детстве такого начиталась дофига. Мы, советские детишки, знали, где что почем))

0

26

ZiZi написал(а):

похоже, этих людей все же другие проблемы волновали, а не однополая любовь

любовь, в т.ч. и физическая ее часть, интересовала людей всегда. Даже в немецких концлагерях, где "за это" расстреливали люди все равно продолжали любить (и "встречаться")

0

27

Да уж. Именно из-за нее, как я понимаю, произошла та трагическая история, которую можно прочесть, пройдя по ссылке.

0

28

Светик, ты чего не спишь?
А у нас всегда все от любви :) А мужики говорят "из-за баб!"  :D

0


Вы здесь » Форум Елены Артамоновой » За чашкой кофе » Янычары настолько суровы, что...


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно