А кто туда еще хочет? В Индии, чтоб вы знали, существует третий пол. Хиджра.
Индийские евнухи имеют культовый статус. Они попрошайки и проститутки. Они приносят счастье. Или беду.
В конце танцует Сима. «Сима, давай, ты так хорошо танцуешь!» - кричат люди. Кто-то скручивает потертый ковер, кто-то включает магнитофон: раздается музыка хинди, и Сима начинает. Она двигает бедрами, ее грудь колышется, а длинные волосы развеваются. На Тома, одного из посетителей, она бросает такие откровенные взгляды темных глаз, на которые не осмелилась бы ни одна приличная индианка.
Том выглядит немного смущенным. Хотя Сима красится, одевается и двигается как женщина, но ее руки покрыты волосами как мужские, под толстым слоем макияжа видна щетина, а в бюстгальтере - фальшивая грудь. Сима не мужчина и не женщина, а хиджра.
Шрамы в душах
и на телах
В Индии хиджр называют еще третьим полом. Точных данных о том, сколько в этой стране таких людей, нет. Согласно разным оценкам, от 500 тысяч до 5 миллионов. Часто хиджр еще называют евнухами, однако никто не знает, сколько из них на самом деле кастрированы.
Симе было 10 лет - тогда ее звали Паппу - когда мальчик обнаружил, что не такой, как все. Он чувствовал, что его тянет к мальчикам и ему нравится надевать женские наряды. Позже он убежал из дома, чтобы избавить свою семью от позора и иметь возможность жить так, как хочется. Свой новый дом он нашел у хиджр.
«Мы не можем жить ни как мужчины, ни как женщины, и поэтому мы живем как третий пол», - говорит Сима.
Когда-нибудь Сима сделает последний шаг, шаг, который окончательно сделает ее представителем третьего пола. Это кастрация. Сима в 24 года мечтает, что тогда кожа станет нежнее, волос на теле поубавится, а внешность обретет женственность. Однако опасения остаются, да и денег на операцию, которая официально запрещена, недостаточно. А старые методы опасны, многие не выжили. Традиционный ритуал - это примитивная и жестокая операция по смене пола.
Дай Ма, хиджра, делающий подобные операции, не удаляет пенис и мошонку скальпелем, а отрубает гениталии одним ударом ножа. А потом рана должна долгое время кровоточить. Тем самым вымывается «все мужское». В большинстве случаев остаются большие безобразные шрамы.
Магия евнухов
«Хиджры в Индии - это один из последних неисчезнувших культов евнухов на земле», - говорит Доротея Рикер, которая проводила исследования культуры хиджр и является соавтором фильма «Между линиями». Это не чисто индийский феномен: в таких исламских государствах, как Пакистан и Бангладеш, тоже можно встретить хиджр. Корни этого явления лежат в исламской и индуистской культуре, хиджры могут быть как мусульманами, так и индусами. С происхождением хиджр связано много саг из индуистской мифологии. Одна из них повествует о юноше Аваранане, которого собирались принести в жертву на следующий день. Он не хотел умирать девственником. Бог Кришна сжалился над ним, превратился в прекрасную Мохини и стал женой Аваранана. На следующий день Мохини овдовела.
В храм Кооваган, в 250 км к югу от Ченная, ежегодно весной на фестиваль приезжают хиджры из всех уголков Индии и исполняют свадебный ритуал.
Хиджры живут на задворках общества, но имеют культовый статус. С одной стороны, их презирают, насмехаются над ними и изолируют. С другой стороны, их побаиваются и приписывают им магическую силу, поскольку они объединяют в себе мужскую и женскую энергии, не производя потомства. Хиджры поклоняются великой богине-матери Бахучара-Мате, которая наделяет их способностью благословлять или проклинать.
Бездетные женщины просят у них благословения. Их якобы магические способности обеспечивают им сносное существование. Хиджры приходят - часто без приглашения - на свадьбы, празднования по случаю рождения ребенка, крестины, принимают участие в переездах. Они поют и танцуют, требуя за это «бадхаи» - своеобразное вознаграждение за благословение. В противном случае они угрожают наложить проклятие. «Если проклятие будет исходить из самой глубины моей души, оно непременно подействует», - говорит Сима.
Уличные приставалы
Провокация, в том числе и сексуальная, - в этом сила хиджр. Ярко накрашенные и одетые в пестрые женские наряды, они ходят, покачивая бедрами, по улицам индийских городов. Их появление всегда сопровождается шумом, часто они ведут себя довольно дерзко, а иногда даже агрессивно.
В Дели можно часто увидеть, как они окружают влюбленные парочки и вытягивают из них деньги. В сети хиджр часто попадают и иностранцы. Хиджры просто появляются в квартирах новых жильцов и требуют денег. Многие из них зарабатывают попрошайничеством и проституцией. Сима тоже иногда ходит в парки на заработки. «К нам приходят разные мужчины, - рассказывает она. - Днем они нас избегают, а ночью крутят с нами любовь». Иногда ее хватает полиция. Тогда она откупается или подставляет свою задницу.
Нередко случается, что клиенты хиджр насилуют их или избивают. Им неоткуда ждать помощи - их просто поднимут на смех. Традиционно хиджры селятся общинами в домах так называемых гуру.
У Симы тоже есть свой гуру, его работа напоминает функции сутенера: «Он заставляет нас очень много работать». Гуру забирает деньги, которые хиджры заработали проституцией или попрошайничеством.
Из 100 рупий Симе достается 10. За остальные он защищает ее, предоставляет ей жилье, дает взятки полиции и, если надо, вызволяет из тюрьмы. «Нам необходим гуру, это часть культа хиджр», - говорит она.
Иногда Симе удается сбежать на пару часов. И тогда она идет в центр помощи, расположенный на западе Нью-Дели, где мы ее и встретили. Там рассказывают о СПИДе и предлагают своего рода убежище, в котором хиджры могут быть самими собой. Они собираются вместе, пьют чай, танцуют и поют. Там Сима встречается с другими хиджрами. И с котхами. «Хиджры и котхи образуют тесное сообщество», - говорит Сима.
Гомосексуализм
по-индийски
На Западе котхи назывались бы геями или трансвеститами. Но в Индии иные сексуальные границы. Котхи определяют себя как «принимающая» часть, то есть как пассивный сексуальный партнер. Их партнеры, пантхи, - активная сексуальная сторона. Дискриминируются в основном котхи, поскольку во время полового акта они играют женщин.
Пантхи не считают себя гомосексуалистами или бисексуалами. По некоторым оценкам, около 30 процентов всех индусов вступают в сексуальные связи как с женщинами, так и с мужчинами. Из-за этого возникают проблемы в борьбе против СПИДа: многие ошибочно полагают, что СПИДом можно заразиться только от женщины.
Котхи немного завидуют хиджрам, поскольку последние ведут себя так открыто и свободно. Сима тоже не оставляет никакого сомнения в том, кто задает тон: она часто хлопает в ладоши, когда кто-то из котхов говорит что-то невежливое. У нее своя манера хлопать в ладоши, которая является своеобразным языком: иногда она таким способом ругает, иногда дразнит, а иногда и нападает. Подобные жесты - культовый сигнал у хиджр. Скорее всего, эти жесты и звуки должны имитировать звуки совокупляющихся в любовном акте нагих тел. Для зажатых в тесные рамки морали индусов они считаются непристойными.
* * *
У Симы есть абсолютно житейские романтичные мечты. Однажды она хочет выйти замуж или, по крайней мере, завести постоянного партнера. Но вести домашнее хозяйство она не хочет ни в коем случае. «Я не хочу жить как второй род», - говорит она, и в ее словах чувствуется пренебрежение. «Второй род» - это женщины. Сима и дальше будет заниматься проституцией. Для нее это тоже часть свободы.