Форум Елены Артамоновой

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум Елены Артамоновой » Мифы, легенды, традиции » Украинская нечистая сила


Украинская нечистая сила

Сообщений 1 страница 30 из 49

1

Ни разу мне еще не попадались книги-фэнтази с украинской нечистю. А там, право, попадаются очень достойные экземпляры. Поскольку, здесь , на форуме, все люди творческие, то подобная "коллекция", явно, не лишняя. Авось, пригодится кому-нибудь.
Начну:
Песиголовцы
  Легенды.
"Давным-давно по лесам и деревням бродили песиголовцы. Если заставали человека одного, хватали его и съедали.
А в селе Горинчеве жила женщина по имени Головканя. Однажды пекла она хлеб. Глянула в окно, видит: едет на коне песиголовкиня и поворачивает в ее двор. Головканя быстренько легла в постель и накрылась простыней.
Песиголовкиня вошла в хату и видит: лежит женщина в постели.
— Что ты там делаешь? — спрашивает.
— Лежу, больная я. И ребенок мой маленький болен.
Песиголовкиня не тронула женщину. Только сказала:
— Дай мне поесть.
— Иди поищи себе.
— Нет ли у тебя капусты?
— Там стоит, в сенцах.
Песиголовкиня пошла в сени, открыла бочку и залезла туда с головой.
А Головканя, как увидела, что песиголовкиня нагнулась, быстро схватила топор и разрубила ее пополам.
Убила песиголовкиню, порубила на куски и спрятала в бочку. Ночью бочку вывезла со двора и бросила в речку.
А конь песиголовкини с бесагами денег остался женщине.
Все это чистая правда.
* * *
Как-то горинчевский крестьянин, по фамилии Доромбей, нес дрова из лесу. У реки встречает его песиголовец.
— Бросай дрова и отдавай постолы! — крикнул песиголовец.
Доромбей сбросил с плеч дрова, снял постолы и отдал песиголовцу.
А песиголовец берет постолы и правый на левую ногу обувает — не понимает что к чему. Доромбей смотрел, смотрел, а потом размахнулся топором и — бац его по голове! Так и убил песиголовца.
И это правда.
Записана П. Линтуром в селе Горинчево, Хустского района, от А. Калина. Впервые опубликована в сборнике «Закарпатские сказки Андрея Калина», Ужгород, 1955 год.

Когда-то на Верховине жили три брата: Петро, Микола и Иван. Были они такие бедные, что, кроме живой души, ничего не имели. Заработать негде было, а есть нужно. Думали они, думали, что делать, и решили пойти в пастухи.
Пришла весна.Погнали братья овец на полонину. Пасли всю весну и лето. А когда пришла осень, собрались в село. Только стали спускаться с гор, как поднялась буря. Овцы убежали в лес, и никак не могли пастухи выгнать их оттуда. Пришлось заночевать в лесу. Стали разводить костер, чтобы согреться, высушить одежду. Кое-как насобирали под колодами сухих листьев, развели костер, сварили ужин, а потом легли и стали по очереди сказки рассказывать. Долго рассказывали, пока их сон не сморил. Вдруг слышат: кто-то в лесу кричит:
— Буй, бу-у-уй! Микола отозвался:
— Гей, ге-е-ей!
И опять кто-то крикнул уже ближе:
— Буй, бу-у-уй! Микола снова:
— Гей, ге-е-ей!
В третий раз голос прозвучал совсем близко:
— Буй, бу-у-уй!
Посмотрели братья и окаменели с перепугу: стоит перед ними песиголовец. Сам огромный, тело человеческое, а голова пса. На лбу глаз, как плошка, светится.
Микола первым пришел в себя и крикнул псам, чтобы они песиголовца прогнали. Но псы песиголовца не трогают.
— Зачем меня звали? — спрашивает песиголовец. Братья молчат, не знают, что отвечать.
— Ну раз так, пойдете со мной. Иначе будет вам здесь конец. Перепугались братья, пошли за песиголовцем. Где уж им было бороться с таким страшилищем. Пошли пастухи, а за ними и овцы.
Шли братья всю ночь, а к утру пришли к огромным скалам. Песиголовец загнал овец в сарай, а братьев запер в сенях. Сидят братья и не знают, что песиголовец развел большой огонь, чтобы изжарить на нем кого-нибудь из них, а то и всех сразу. Когда печь хорошо накалилась, пришел песиголовец и стал выбирать, которого из братьев взять. Но все они были такие худые, что решил песиголовец подкормить их сначала. А сам тем временем пошел в сарай, выбрал двух жирных овец, зажарил и съел.
Микола все это видел в дверную щель и очень опечалился. Не хотелось ему умирать такой поганой смертью, да и братьев было жалко. Стал он думать, как бы спастись от беды.
— Нужно что-то делать, иначе погибнем, — говорит он братьям.
Когда песиголовец лег спать, Микола взял большое полено, пробрался в его комнату и изо всей силы ударил песиголовца по голове. Правда, не убил, но глаз выбил. Петро и Иван тем временем выскочили из хаты и спрятались в скалах.
Подпрыгнул от боли песиголовец, да так, что головой потолок пробил. А на чердаке у него было много орехов, и они стали сыпаться в дырку. Услышал песиголовец, что орехи сыпятся, и говорит:
— Хорошо, что орехи сюда посыпались. Теперь ты не убежишь от меня, я услышу, куда ты ступишь.
Микола испугался, спрятался под лавку и сидит тихонько. А когда прошел первый страх, стал думать, как бы обмануть песиголовца. Принялся бросать орехи в разные углы. Песиголовец думает, что это Микола ходит и давай бегать по комнате, чтобы его поймать. Потом Микола насобирал полную горсть орехов и бросил их к двери. Песиголовец решил, что Микола выскочил из хаты, и бросился во двор. Выбежал так быстро, что и дверь за собой не закрыл. А за ним в открытую дверь выбежал и Микола.
— Ну, теперь я тебя не боюсь. Теперь ты мне ничего не сделаешь! — кричит песиголовцу.
Остановился песиголовец и думает, как бы отомстить своему врагу.
— Слушай, ты! Я подарю тебе дорогой перстень. Иди бери его. Микола издали посмотрел на перстень, который и вправду был очень красив. Только страшно Миколе подходить за перстнем и потребовал он, чтобы песиголовец положил перстень на землю.
— Теперь бери, я тебя не трону, — сказал песиголовец, положив перстень. А сам подумал: «Только возьми, посмотрим, что дальше будет!»
Взял Микола перстень и только надел на палец, как перстень начал кричать:
— Иди, иди!
Песиголовец услышал голос перстня и погнался за Миколой. Напрасно Микола пробовал снять с руки перстень: будто прирос он к пальцу.
Долго гонялся песиголовец за Миколой. Наконец, прибежали они к большой скале. Здесь Микола разбил перстень камнем и бросил его в пропасть, А перстень все кричит:
— Иди, иди!
Песиголовец побежал на голос, сорвался со скалы и упал в пропасть. Там ему и конец пришел.
А Микола выпустил овец из сарая, нашел братьев, и пошли они домой. Были уже пастухи недалеко от села, когда увидели, что за ними гонятся другие песиголовцы. Но братья быстро перешли с овцами речку, и песиголовцы не смогли их догнать.
Пришли братья в село, отдали овец хозяевам, получили за работу хорошую плату. Потом женились и, наверно, доныне живут. Только уже ни один из братьев не откликается, услышав ночью незнакомый голос.

А вот что о песиголовце ( псоглавце, кинокефале) пишут специалисты:
Внешний вид псоглавца нетрудно вообразить по его названию. Ростом он, как правило, с высокого человека (6-6,5 футов, то есть 180-195 см), хотя встречались и более крупные разновидности — где-то до двух с половиной метров. Часть авторов указывает на то, что в полный рост их никто не измерял, — псоглавцы ходят, опустив голову. Впрочем, большинство источников этот тезис не подтверждает.

В древнейшие времена псоглавцы были мельче: сообщают даже о карликовой разновидности в половину человеческого роста.

Хвост у псоглавца наблюдали немногие — вероятно, его купируют в детстве. Но некоторые авторы отмечают наличие хвоста — не метелкой, как у большинства собак, а гладкошерстного, как у дога.

Пальцы снабжены небольшими когтями — не настолько крупными, чтобы мешать пользоваться орудиями. Руки и грудь изрядно волосаты, но не полностью покрыты шерстью; а вот голова целиком зарастает коротким волосом; иногда на затылке бывает обильная грива. Цвет волос — обычно рыжеватый, но встречаются бурые, изредка — серые и даже серо-зеленоватые, под характерный цвет гиен.

Судя по всему, голову кинокефала нельзя назвать однозначно ни собачьей, ни шакальей, ни гиеньей. Она представляет собой нечто среднее между ними: удлиненная морда, как у шакала, даже заостренная, но круглые гиеньи уши, к тому же поставленные по бокам головы, как у человека.

Язык псоглавцев преизрядно напоминает лай, но никто из авторов не хвалился тем, что его понимает.
Наивно было бы ожидать от подобных существ кротости. Псоглавцы хищны (либо всеядны, но все равно предпочитают мясо), агрессивны и не прочь полакомиться разумными существами — лучше всего людьми, но сойдут и другие, даже соплеменники. Племя псоглавцев организовано наподобие волчьей стаи: правит сильнейший из мужчин (самцов?), при нем несколько бойцов послабее, и власть вожака тем крепче, чем ближе опасность или дичь. У женщин — своя сходная иерархия, и предводительница женской части стаи практически всегда становится супругой вожака. А не наоборот — супруге вожака не вручается власть, если она не самая сильная в «прекрасной» половине стаи, наоборот, она лишится своего статуса супруги! Правда, лишится не полностью — моногамией псоглавцы отнюдь не отличаются.

0

2

Песиголовец является сородичем или даже прототипом более известного в разных культурах оборотня (вервольф, перевертыш, окрутник, вовкулака, ликантроп, волкодлак). Но, в отличие от оборотня, песиголовец, вероятно, не обладает способностью превращаться из человека в зверя и наоборот.
В устных свидетельствах описывается как существо очень высокого роста (выше 2,5 метров), часто одноглазое, необычайно сильное и свирепое. Некоторые источники гласят, что в окрестностях карпатских сел песиголовцы воровали скот, убивали селян, занимались колдовством и иногда вступали в половой контакт с обычными женщинами. В большинстве письменных документов прошлого века встречи людей с песиголовцами регистрируются как обычное явление.
http://s3.uploads.ru/t/jNKB1.jpg

http://s3.uploads.ru/t/Ssp95.jpg

0

3

Очень интересная информация!

Однако денежки они, как видим, тоже любили) И на лошадях ездили, которые их не боялись.

0

4

Потерчата
http://s3.uploads.ru/t/h5VzT.jpg

Потерчатами становились души детей, которые умерли некрещеными. Но именно в связи с этим, потерчата могли, в отличие от многих   представителей нечисти, стать вместо демонических созданий, как их величает мифология (хотя мы знаем классификацию и говорим, что это такая же нечисть, как и их прототипы в России – болотные огоньки) стать ангелами.
Эти потерчата летали 7 лет и просили «Креста!», точнее «Хреста!», поскольку они были украинцами. Живут потерчата в основном на болотах и озёрах, как видно. Если кто-то услышал их, то согласно поверьям, может подкинуть какой-то кусок ткани, оптимально полотенце и сказать, в одном варианте: «Іван та Марія! Хрещу тебе в ім'я Отця, Сина і Святого Духа. Амінь» (Иван да Марья! Крещу тебя во имя Отца, Сына и Святого Духа. Аминь), в другом варианте просто «Крещу тебя!». Но суть одна, надо окрестить потерча и дать ему имя, тогда он превратится в ангела. Надо отметить, что уникальная нечисть, которая не боится креста, а, наоборот, просит его.Потерчата живут в воде, они подчиняются водным русалкам и водяному, но когда проходит 7 лет, но их не крестили, то они превращаются в мавок, лесных русалок.  При чем тут лес – вопрос сложный, но в итоге так и складывается.

0

5

Это не нечисть... Это несчастные неприкаянные души. А почему живут у воды? Может, потому, что когда-то от нежеланных детей избавлялись обычно одинаково - пойти да выкинуть в болото, и концы в воду.

0

6

Одмина. По украинским народным поверьям, подмененный чертом или ведьмой ребенок. За Одмину считают ребенка крикливого, худого и безобразного. Существует рассказ, что одна женщина, по совету знахарок, вынесла Одмину на сорное место и стала сечь его веником. Ведьма принесла тогда похищенного ребенка и взяла своего. Во избежание покражи ребенка,   зажигают по ночам свечу от рождения ребенка до его крещения. Подобные поверья встречаются также среди россиян, поляков, чехов, латышей и многих других народов. И в Германии опасаются, чтобы новорожденный не был похищен злыми духами. В Англии в XVI в. была распространена вера в возможность подмены ребенка эльфом.
http://s2.uploads.ru/t/UXf9y.jpg

0

7

Народные поверья о нечистой силе. 
Люди. совмещающие в себе свойства реального человека и нечистой силы (колдуны, планетники и др.), по поверьям, имеют две Души или у них нет христианской Души, они продают ее дьяволу, заменяют на “нечистый дух”.
    Зеркало не любит нечистой силы и нипочем не желает принимать ее облик, оттого домовые, кикиморы, вострухи, и прочие нечистики, а также привидения в зеркале не отражаются. Если это все-таки происходит, значит,  зеркало порчено злым колдуном, попало в его полную власть и сделалось враждебным людям. Зеркало опасно и для нечистой силы: если перехитрить колдуна и заставить его отразиться в зеркале, он не только потеряет способность чародействовать, но заболеет и умрет. Именно поэтому для охраны скотины от ведьм в хлеву держат осколок от зеркала.
   Зерно наделялось функцией защиты людей и скота от нечистой силы, болезней: в дни, когда особенно активизировалась нечистая сила, им обсыпали весь двор.
  Избегание Колокольного Звона было условием совершения магических ритуалов, подразумевающих вмешательство нечистой силы.
  Иногда с голосом нечистой силы соотносятся те или иные природные звуки, в частности, о завывающем ветре говорят, что это плачет “панна”.
   Как спасительное орудие против демонского наваждения, осина может служить  целебным средством для изгнания нечистой силы болезней. Читают заговор над осиновыми прутьями, которые потом кладутся на больного.
    Колодец в поверьях предстает как «чистое» место, находящееся под покровительством Богородицы, св. Пятницы, и в то же время как опасный локус, связанный с нечистой силой, духами болезней, душами умерших. Колодец служил местом символического «кормления» духов предков и нечистой силы с целью обеспечения удачи и здоровья, для увеличения богатства хозяйства, для сохранения чистоты колодезной воды.
    Круговое движение характерно для нечистой силы (человека «закручивает» вихрь, водит по кругу леший, круги остаются на месте танцев вил и самодив: «вилино коло» и т.п.).
   Кузнечное ремесло в народной традиции считалось высшим умением, искусством, связанным со сверхъестественным знанием, колдовством, в том числе общением с нечистой силой, чертями и тому подобное: ср. родственные слова типа русского “козни” и другие обозначения чародейства, колдовства.
   На Богоявление на Воротах чертили кресты для защиты от нечистой силы. Особенно оберегали Ворота и тем самым дом в дни, когда активизировалась нечистая сила.     
   Наибольшую опасность для людей представляет время между полуночью (зимним солнцестоянием) и рассветом (весной), которому в традиционном календаре соответствует период святок (от Рождества до Крещения) и масленицы. Это время разгула нечистой силы. Так же оценивается и время летнего солнцестояния (см. Иван Купала).
   Нельзя самому кричать в лесу, в поле — откликом может быть голос нечистой силы.
   Нечистую силу, в том числе домового, можно увидеть, надев на шею хомут.
   Одолень-трава одолевает всякую нечистую силу.
   Отличительная чёрта Вия — смертоносный взгляд, скрытый под огромными веками или ресницами, которые Вий может поднять только с помощью нечистой силы.
   Очерчивание магического Круга на земле железным предметом (ножом, косой, топором), мелом, углем, красной краской, осыпание освященным маком, круговое окуривание, сопровождаемые произнесением заговоров, защищают человека от нечистой силы, ходячих покойников, ведьм.
    По украинским представлениям, бык недосягаем для нечистой силы. С другой стороны, «нечистый» сам мог появляться в облике быка,   (стада черных быков, бычки - телята, два дерущихся бычка, бычок — «скотинка лесового бога», бык - полевик и т.п.).
     Поддужный колокольчик отгоняет волков от проезжего: "Чует нечистая сила, что крещеные едут!" — говорит бывалый, состарившийся за ямской гоньбою люд.
     Нечистая сила проникает в дом через замочную скважину.
     Пустое или оставленное гумно  связывается с нечистой силой; по пословице: «из пустого гумна или сова, или дьявол вылетит».
     Растущие кругами грибы указывают на место игр самовил или присутствие нечистой силы (ср. рус. ведьмины кольца). Освященные грибы служат оберегом от нечистой силы, от сглаза, используются в народной медицине.
     С целью оберега от нечистой силы обходили село с бороной на голове в купальскую ночь или ставили борону в хлеву возле коровы, чтобы уберечь скот от ведьмы.
     Согласно популярному представлению, «четырехглазая» собака (имеющая черные круги под глазами) способна видеть мертвых и отпугивать нечистую силу.
     Существуют поверья о браке нечистой силы (водяных, змея, упыря и т.п.) с людьми.
     В канун летнего Иванова дня в «глухую ночь» расцветал папоротник.
     Нечисть часто поселяется в бане. Всё, из чего моются, считается нечистым: тазы, кадки, ушаты, шайки, ковши в банях. Пить в бане воды, приготовленной для мытья, хотя бы она была чистая, — нельзя. Также и вода в рукомойниках считается нечистою, и ею нельзя даже выполоскать посуду, не то что пить. 
      Широко известный в быличках сюжет о сбившемся в ночное время с пути человеке, которого нечистая сила заводит в непроходимые места, болота, топи, обычно связан с действиями чёрта, а также болотных, водяных или лесных духов, душ умерших, блуждающих огоньков и т.п.

0

8

Мавка
http://s2.uploads.ru/t/agwHu.jpg
http://s3.uploads.ru/t/kQGCh.jpg
http://s3.uploads.ru/t/ERgSx.jpg

Слово мавка (навка), видимо, образовано от общеславянского «навь», означавшего «смерть», «мёртвое тело». Существует предположение, что оно восходит к праиндоевропейскому корню *nau- «труп», ср. готск. naus «мертвец» и тохар. naut «погибнуть».
Мавками становятся малолетние дети, умершие без крещения или задушенные матерями. Также мавкой может стать ребёнок, умерший на Русальной неделе. Считаются, что таких детей забирают русалки, уносят их к себе в воды, где превращают их в мавок. Их представляют в виде детей или дев с длинными волосами, в белых сорочках. Особенностью внешнего вида мавок является отсутствие кожного покрова на спине, в результате чего сзади у них можно было видеть все внутренности. По этой причине их также называют «не имеющие спины».
Они скрываются в лесах, на полях, в реках и озёрах, часто сближаются с русалками и мстят людям, за то, что допустили их раннюю смерть, сбивая путников с дороги, заводя в болота и убивая, могут защекотать до смерти. Так же, как и русалки, часто завлекают к себе мужчин и убивают их. Часто просят путников дать им гребешок. Если гребешок получают, то расчёсываются и уходят, иначе могут погубить.
На Русальную неделю бегают по полям и напевают — «Меня мать родила, некрещёную похоронила!» (укр. «Мене мати породила, нехрещену схоронила!»).
По представлениям словенцев, Мавки летают по воздуху в виде больших чёрных птиц с большими клювом и когтями, которыми они задирают людей до смерти.
Защитой от мавок по народным поверьям служит чеснок, хрен и полынь.

0

9

Очень интересная информация. Думаю, может кому-то пригодиться  :D

0

10

Насчет кому-то ты все правильно поняла))

0

11

«Ведьма известна, я думаю, всякому, хотя она и водится собственно на Украине, а Лысая гора, под Киевом, служит сборищем всех ведьм, кои тут по ночам отправляют свой шабаш. Ведьма тем разнится от всех предыдущих баснословных лиц, что она живет между людьми и, ничем не отличаясь днем от обыкновенных баб или старых девок, кроме небольшого хвостика, ночью расчесывает волосы, надевает белую рубашку, и в этом наряде, верхом на помеле, венике или ухвате, отправляется через трубу на вольный свет, либо по воздуху, либо до Лысой горы, либо доить или портить чужих коров, портить молодцов, девок и проч. Ведьма всегда злодейка и добра никогда и никому не делает. Она в связи с нечистой силой, для чего варит травы и снадобья в горшке, держит черную кошку и черного петуха; желая оборотиться во что-либо, она кувыркается через 12 ножей»
«О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа» Владимир Даль

http://s2.uploads.ru/t/D7kgt.jpg

Украинская ведьма привлекательна и немного парадоксальна. В некотором роде, она счастливица, потому что, практически избежала ужасов "охоты на нечисть" оголтелых инквизиторов и костров. Досталось. конечно, но не так сильно как могло бы. Украинская может воспитать своего ребенка послушным христианином, несмотря на то, что сама с чертом танцует и месяц крадет, она любит летать по ночам и превращаться в собак и котов, а еще она любит молоко. О ней сложено немало песен и сказок, о ней писали Николай Гоголь и Михаил Булгаков, и, что самое интересное, украинские ведьмы по прежнему тихо-мирно селятся в святых местах и занимаются своими любимыми занятиями.

Итак, ведьма — это женщина, которая связала себя и свое существование с нечистой силой и поэтому занимается только порчами и пакостничеством. Ведьмы бывают «родЫми» и «вчЭни». Первая категория ведьм рождается со всеми нужными навыками и с пресловутым хвостиком пониже спины. Хвостик этот поначалу маленький и неприметный, но с возрастом и с накопленным опытом он увеличивается в размере и становится весьма длинным, примерно как у собаки. Если в семье подряд рождается семь девочек, то самая последняя — родыма ведьма, если в роду из поколение в поколение рождаются внебрачные девочки — то третья и родится ведьмой. Еще одна интереснейшая версия гласит, что ведьмой станет дочь той матери, которая свое чадо кормила грудью более двух лет. 

Практически все фольк- источники убеждены, что лучше иметь дело с природной ведьмой, потому что она может совершать и неплохие поступки, например, исправить сделанное, а вот та, которой пришлось ведьмовской науке учиться — никогда хорошего дела не сделает и ждать нечего тут!!!
- В церкви ведьмы если скрещивают на груди руки, то левую кладут на правую   

- Если ведьмы становятся на колени, то скрещивают ноги — мало кто сейчас встает на колени в церкви....

- Если осеняют себя крестным знаменем, то потом как-бы стряхивают его с себя.

- При выходе из церкви — пятятся.

- На Пасху, когда священник двери закрывает некоторые ведьмы пытаются потрогать засов или замок — ну это я сама видела даже.

- Если на Пасху сыпануть ведьме под ноги семена дикого мака - самосейки, то она кинется их собирать и не сможет остановиться пока не соберет все семечки. В Ирландии, к примеру, считают, что так можно сбить с толку лепрекона, но сыпать надо соль.

- Кукиш скрутить можете? Тогда, проходя мимо бабушек или дамочек, в которых вы подозреваете ведьм — скрутите незаметно кукиш, но при этом надо мило поздороваться — настоящая ведьма обидный кукиш разглядит или почувствует и начнет ругаться — это в старые времена - а современная явно скажет или пробурчит что-то обидное.

- Идете вы мимо дома, где живет ведьма (мимо кабинета начальницы, квартиры соседки, ваш вариант) идете мирно и тихо, но если вы знаете, что подозрительный объект находится именно там, потратьте пару секунд и плюньте на пол — конечно, хорошо бы, чтобы вас никто не застал за этим занятием — подозрительная особа должна после плевка выскочить на улицу.

- Говорят, но истинные ведьмы любят ходить на Купала к тем местам, где люди разводят костры.

- Слышала я такое: у каждой ведьмы на теле есть родинки в трех стратегических местах: голова — под волосами, грудь, лобок. Но тогда практически каждая вторая — ведьма. Есть другой вариант — выступающие родимые пятна, чаще «звериной» формы — бабочки тоже приветствуются.

- Во сне перевернуть ведьму, так, чтобы голова оказалась на месте ног, а ноги на подушке. По верованиям, душа ведьмы по ночам летает и потом не сможет правильно войти в тело.

- Красивая? Мужики табунами ходят?— значит ведьма!

Вообще, образ ведьмы-красавицы холили и лелеяли в основном на Украине, особенно красивыми становятся ведьмы ночью, в полночь
Что любили ведьмы:
-  любили красть радугу и росу

- месяц красть, но, скорее всего, не сами, а мохнатыми лапками черта)

-  летать на шабаши не только на метлах и не только для всяких шалостей — все четко: в январе они с демонами шуры-муры начинают крутить (ай-да Солоха), после шур-мур коров доят — чужих, естественно, и до 18 января сплошные пьянки-гулянки. Прямо каникулы — а чего мелочится!

Вернемся к коровам....любят ведьмы коров доить, особенно на Купала. Для этого ведьмы могли принимать облик жаб, котов и прочей мелкой сущности, но могли и просто собрать росу с приговорами-наговорами и напоить росой этой свою скотину. От росы у своей живности молоко прибывает, а у чужих — убывает. Поэтому на Купала хозяева часто оставались в хлеву ночевать — мало ли что...и граблями дверь подпирали — чтобы наверняка!

- Ведьмы никогда не пакостили своим родственникам - только кумовьям и соседям.

Ведьмы обладающие возможностями предсказывать будущее, лечить и пакостить негативно воспринимались народом, особенно после принятия Христианства. Поэтому их топили, закапывали в землю с кольями и черными петухами и еще издевались по-всякому. Особенно во время засухи или мора среди скотины. Выходили мужики, ловили баб подозрительных и - к реке. Там веревками связывали и топили. Утопла — значит не ведьма, не утопла — надо добить, потому что ведьма. К слову, тех кто сами шли на дно — старались откачать. Жесть и ужас, конечно, не так как в Европе, но было.

И еще, ерунда, что ведьмы боятся церкви. Настоящие украинские ведьмы и в церковь ходили, и крестик носили — если надо, и перекреститься спокойно могли. А в церкви портить вообще для них обычное дело. Все дело в том, что церкви строились на месте древних капищ и ведьм туда тянет.
Чем защитится от ведьмы:
Освященные свечки в доме помогали

Ветки крапивы или осины, возле дверей перекроют ведьме дорожку.

Нож под порогом считался мощнейшим оберегом не только от ведьм, но и от злых людей.

Мак, собранный на Маковея — тоже мощное средство.

Крест, нарисованный пламенем свечки на дверях тоже относился к защитным знакам — у меня в подъезде дома практически на каждой двери одно время такие знаки красовались.

Но работало это только в том случае, если ведьма не выбирала вас целенаправленно. Если выбрала как жертву — дело швах, надо идти к другой ведьме за помощью.

Отредактировано Анфиса (2013-01-18 01:03:09)

0

12

Блуд
Разновидность нечистой силы, которая не имеет выразительной персонификации. Согласно легенде, это сброшенный  с неба злой дух, который не успел приземлиться и завис в воздухе. Следовательно блуд цепляется к каждому, кто случайно коснется его. Может принимать вид птицы, мужчины, кота, собаки, света, и тому подобное. Чаще всего он караулит на перепутье. Уцепившись в человека, блуд может вынуждать его блуждать  до полного упадка сил на одном месте или завести в болото или другую ловушку. Среди многочисленных защитных средств против блуда желательно знать дни рождения своих семей и крестин; вспомнить, на какой день приходился Святой вечер и какие кушанья тогда подавались или кто стоял справа от человека, который заблудился; перевернуть на себе рубашку и др. Рассеевается блуд, как и другая нечистая сила, с первым криком петуха.

Отредактировано Анфиса (2013-01-18 02:06:09)

0

13

ЗЛЫДНИ,
Злыдень — в  украинской мифологии злые духи, маленькие существа, которые, поселившись за печкой (как домовой), остаются невидимыми и приносят дому несчастья. Украинские и белорусские пословицы и речения упоминают ЗЛЫДНЕЙ в контексте, обычном для древних мифологических персонажей: украинское: “Бодай вас злидни побили!” — пожелание несчастья, “к злыдню” — к черту.
ЗЛЫДНИ имеют неопределенно - округлые очертания, либо это невидимые маленькие старики - нищие, либо они имеют вид старой, злой и противной женщины. Человек, у которого в доме поселились ЗЛЫДНИ никогда не выберется из нищеты. Обычно их бывает двенадцать; живут ЗЛЫДНИ за печью или под ней, живется ЗЛЫДНЯМ, как и их хозяину, очень плохо. От ЗЛЫДНЕЙ можно избавиться обманом:  когда бегущие за хозяином его ЗЛЫДНИ попросят понюхать табаку, посадить их в табакерку, и закопать их; засадить в бочку, чтоб им было попросторней, и вывезти в чистое поле и т.п. Избавившись от ЗЛЫДНЕЙ, человек быстро богатеет, а вселившийся в дом, где живут ЗЛЫДНИ погрязает в нищете. Если кто-то из жалости к ЗЛЫДНЯМ или из зависти к разбогатевшему освободит ЗЛЫДНЕЙ из заточения, они набросятся на него уцепятся и уже не отстанут, ср. украинскую поговорку: “Просилися ЗЛЫДНИ на три днi, тай вигнати не можна”.
Чтобы не занести в дом ЗЛЫДНЕЙ, нельзя мести веником от порога, а если мести пол к порогу, можно вымести ЗЛЫДНЕЙ из хаты. ЗЛЫДНЕЙ можно убить колом (как и другую нечистую силу), после чего следовало бросить их в трясину и заткнуть в ЗЛЫДНЕЙ кол, но если кол вытащить, ЗЛЫДНИ вновь оживут. ЗЛЫДНИ часто упоминаются в проклятиях: “Най його ЗЛЫДНИ поб'ють!” и т.д

0

14

Хованец (годованец, выхованок)— в украинской демонологии дух, обогащающий хозяина. ХОВАНЕЦ представляется в виде маленького мальчика или цыпленка. По происхождению ХОВАНЕЦ связан с «заложными» покойниками: ХОВАНЦЕМ становится выкидыш через 7 лет после аборта; в течение этого времени ХОВАНЕЦ просит прохожих о крещении.
Человек мог вывести для себя ХОВАНЦА из яйца, снесенного петухом или черной курицей, которое нужно носить под левой подмышкой 9 дней, в течение которых нельзя умываться, стричь ногти, молиться, креститься; если ХОВАНЦА не доносить, то он замучает человека до смерти. ХОВАНЦА можно купить, отрекаясь при этом от Христа и Богородицы , глумясь над крестом и иконами. Считалось, что при покупке и выведении ХОВАНЦА человек продает свою душу дьяволу.
ХОВАНЕЦ живет в доме на чердаке, питается несоленой пищей, прежде всего пшеничным хлебом, молоком и сахаром. ХОВАНЕЦ обеспечивает богатство своему хозяину, процветание дому и хозяйству, заботится о скоте. В доме может быть несколько ХОВАНЦЕВ, распределяющих между собой работу — один сторожит дом от воров (как и др. дух, скарбник), другой заботится о пасеке (как и дух - пасечник), третий работает в поле и т.д. Если ХОВАНЕЦ обидится на что-то, напр., ему дадут соленую пищу, то он перебьет всю посуду, может выбить хозяину глаза и вообще уйти из дома, унося с собой и счастье, или замучает хозяина так, что тот повесится.
Со смертью хозяина хованца исчезает и богатство в доме. Смерть такого человека очень тяжела: по гуцульским поверьям, душу его ХОВАНЕЦ относит в ад самому старшему дьяволу, который загонит ее в яйцо, а из него вылупится еще более злой дух. Избавиться от ХОВАНЦА можно с помощью священника, трижды освятив хату, перебросив ХОВАНЦА через крышу, отнеся его за девятую межу. Хованца, как и черта, убивает гром. Его можно убить, ударив наотмашь, но если ХОВАНЦА после этого стукнуть по голове буковой палочкой, он воскреснет.

0

15

Подполянник
ЖИВЕТ он в подполье, нравом злой и часто затаскивает к себе девок, проклятых матерью; приживает с ними детей. Чтобы увидеть его, надо спуститься на три ступени по лестнице, ведущей в подпол, нагнуться и поглядеть промеж ног.

0

16

БОСОРКУН -   ветрянник, который вздымает сильный ветер, и летает с ним незримо. Кто пытается его поймать, того он убивает силой ветра. Босоркун вызывает засуху, навевает на людей и скотину болезни - поветрия.
НАВИИ -   духи мертвых, враждебные человеку. Воплощение смерти, существа без плоти, которые двигаются при движении мысли об умерших. В старину считалось, что причиной смерти является навья косточка, которая сохраняется в разлагающемся трупе. Навии появляются после полуночи в виде облаков, напоминающих человека. Парятся с нечистью в четвертом пару, в бане, оставляя после себя следы, слегка напоминающие куриные.
ЛЕДАЩИЙ - дух соломы, весь запухший от сна, с соломой в голове.
Его никто никогда не видел, только слышно, как он зевает.
Многие нечистики зимою спят, но ледащий в этом деле заводила. Разбудить его никто не может, кроме  Весны. Просыпается он всегда недовольным и, бодрствуя в летнее время, с нетерпением ждет конца лета, чтобы опять крепко и сладко уснуть в куче свежей соломы.
Если летом кто услышит вздохи да зевоту, а живого существа рядом нет, - это ледащий

0

17

Перелесник
Весной природа преображается, молодые люди ищут пару, подбирая суженного или суженную, чтобы сыграть свадьбу. Девушки устремляются в лес, но им навстречу в образе молодого красавца может попасться лесной дух Перелесник, коварно соблазняющих юных красавиц льстивыми речами. Его можно узнать по красному кафтану, веснушчатому белокожему лицу и рыжим бровям, выдающим в нем недобрые намерения. Его глаза сверкают, он не устает соблазнять не только людей, но и речных русалок и лесных духов в образе молодых женщин. Целями днями, всю весну коварный любвеобильный дух носится от одной соблазненной возлюбленной к другой, из плоти и кости или бесплотному духу – ему все равно, для него интересны лишь любовные утехи. К одной он подкрадывается, приняв человеческий облик, а другую соблазняет, как ветер переменчивый, и тут же улетает прочь, и нет его.
Но рыжий красавец Перелесник, несмотря на постоянную неудовлетворенность собственной страсти, нередко покровительствует влюбленным паром, иногда даже как сводник, соединяя любящие сердца. Он долго наблюдает за юношами и девушками, оставаясь незамеченными для них, и как только заметит пробежавшую между ними искорку огня страсти, тут же начинает предпринимать попытки по их сближению. Лицедей может приманить пару, или каждого из молодых по отдельности к какому-нибудь укромному уголку, устраивает им встречи, казалось бы, в самых неожиданных местах. Озорному лесному духу подвластны и цветы, он способен приказать бутом распуститься и не закрывать свою головку даже после наступления темноты, пока свидание молодых не закончится, и они не разойдутся в разные стороны. А всю это время цветы будут излучать дурманящий аромат, заставляющий влюбленных забыть обо всем на свете. Перелеснику подвластны и птицы лесные, по его приказу соловьи, дрозды, иволги и другие пернатые слетаются в указанное место, удобно устраиваются в кустах или на ветвях деревьев и начинают петь для молодых, пересвистываясь, создавая романтичную обстановку свидания. Но только его благие намерения чаще всего заканчиваются плачевно, Перелесник встает между влюбленными и порой вспыхивает, словно высокий костер пламени, обжигаемый собственной страстью, а юноша и девушка от страха перед нечистой силой убегают в разные стороны, а после перестают встречаться, побаиваясь друг друга.
http://s2.uploads.ru/t/iOgSY.jpg

0

18

Света написал(а):

Насчет кому-то ты все правильно поняла))

:D  :D  :writing:  :writing:  :writing:

0

19

Змей Огненный
http://s3.uploads.ru/t/4x6qd.jpg

ВОПЛОЩЕНИЕ змеиной хитрости и силы, которое летает над селами и проникает в избы одиноких девушек и женщин. Если Огненный Змей полюбит девицу, то зазноба неисцелима вовек. Такой зазнобы ни отчитать, ни заговорить, ни отпоить никто не берется. Всякий видит, как Огненный Змей летает по воздуху и горит огнем неугасимым, а не всякой знает, что он, как скоро спустится в трубу, то очутится в избе молодцом несказанной красоты. Не любя, полюбишь, не хваля, похвалишь, говорят старушки, такого молодца. Умеет оморочить он, злодей, душу Красной девицы приветами; усладит он, губитель, речью лебединою молоду молодицу; заиграет он, безжалостный, ретивым сердцем девичьим; затомит он, ненасытный, ненаглядную в горючих объятиях; растопит он, варвар, уста алые на меду, на сахаре. От его поцелуев горит красна девица румяной зарей; от его приветов цветет красна девица красным солнышком. Без Змея красна девица сидит во тоске, во кручине; без него она не глядит на Божий свет; без него она сушит, сушит себя! А на самом деле у Огненного Змея голова шаром, спина корытом, и длинный-предлинный хвост — иногда до пяти сажень. Прилетая на свое место, он рассыпается искрами, которые вылетают как бы из решета, а летает он так низко, что бывает виден от земли не свыше сажени. Посещает он таких только женщин, которые долго и сильно тоскуют об отсутствующих или умерших мужьях.

Самого посетителя сторонним людям не видно, но в избе слышен его голос; он и на вопросы отвечает, и сам говорить начинает. Сверх того, посещения его заметны и потому, что возлюбленные его начинают богатеть на глазах у людей, хотя в то же время всякая баба, к которой повадился Змей, непременно начинает худеть и чахнуть (говорят: "Полунощник напущен"); а иная изводится до того, что помирает или кончает самоубийством (все случаи женских самоубийств приписываются Огненному Змею).

Есть, впрочем, средства избавиться от посещения Змея. Совестливая и стыдливая баба спохватится и обратится к колдуньям за советом, а уж те укажут, как узнать, кто по ночам приходит: настоящий ли муж или сам нечистый. Для этого они велят в то время, как избранница сидит за столом с Огненным Змеем и угощает всем, что он приносит и выставляет, уронить со стола какую-нибудь вещь и затем, поднимая ее, наклониться и поглядеть: не копытами ли ноги, не видать ли между ними кончика хвоста? Если затем окажется, что прилетевший подлинно нечистый, то, чтобы избавиться от него, надо сесть на порог, очертиться кругом, расчесать волосы и в то же время есть коноплю. Когда же Змей спросит: "Что ешь?" — надо отвечать: "Вши". Это ему столь не по нутру, что он попихнет в бок или ударит, но с того случая больше летать не станет.

Для девицы, зачарованной Змеем, существует надежный способ избавиться от лютых чар. Надо в безлунную ночь набросать в котел вещих трав: горечавки овечьей, чемерицы, ириса, донника — а под утро окатить себя отваром — и Змей навсегда забудет дорогу к дому. Но следует помнить: травы должны быть собраны только в русальную неделю, не раньше, не позже.

Ходят повсеместно слухи о том, что от Огненных Змеев женщины рожают детей, но большей частью недолговечных ("как родился, так и ушел под пол") или прямо мертвых.

Рождение уродов точно так же приписываются участию Змея, причем бабки-повитухи, которые ходили принимать таких детей, зачатых от нечистой силы, рассказывают, что дети родятся "черненькия, легонькия, с коротеньким хвостиком и маленькими рожками": кикиморы.

Бывали, по словам седой старины, и случаи, что родились от такой любви сразу по двенадцати змеенышей, до смерти засасывающих порождавшую их на белый свет красавицу. Сохранил народ в своих сказаниях вещую память и о таких детях, как Тугарин Змеевич, на которого перенесены были многие черты чудовищного отца.

На помощь прибегают шатающиеся по деревням странники. Они, от всех подобных проказ нечистой силы во образе Огненных Змеев, пишут на бумажках 40 раз псалом: "Да воскреснет Бог" — и велят надеть на крест и носить, не снимая.

0

20

Орисницы

В украинской мифологии так именуются вещие жены, нарекающие судьбу младенца. Обычно это молодые красавицы, одетые в белые платья, или древние безобразные старухи; иногда вместо платьев они покрыты перьями. Живут они на краю света, где небо сходится с землею, И прилетают к новорожденным детям на третий день, дабы наделить его Долей или Недолей. Их предсказания слышит только мать ребенка и близкие родственницы, которым запрещено разглашать пророчество иначе онемеешь или окаменеешь. Обычно Орисницы долго спорит между собою, какую судьбу назначить младенцу, поэтому люди заведомо готовятся к их прилету, стараясь умилостивить. Для этого не гасят огонь в спальне, кладут под подушку ребенку сладкую лепешку, кольца, серьги, одевают в рубашку отца и т.д.
Все важные события (преимущественно трагические) в жизни человека объясняются пророчеством Орисниц. Считается, что у каждого человека есть своя Орисница, которая приходит к нему в момент его смерти. Изменить предначертанное Орисницы, как правило, невозможно. Независимо от подобных фаталистических воззрений, вся ритуальная практика родин направлена на то, чтобы обеспечить ребенку счастливое будущее. О том, были ли Орисницы, судят по знакам: считается, что на носу, между бровей или на подбородке ребенка остаются точки, появляется сыпь на лице и вокруг рта, краснеет нос и др. На следующий день после посещения Орисниц над ребенком читают молитвы — или в церкви, куда его носит мать, или в доме, где устраивают угощение.

0

21

Бабай
Злой ночной дух, старик с котомкой или большим мешком, в который он якобы забирает непослушных детей. Когда приходит ночь, Бабай из огорода или из леса приходит под окна и сторожит. Услышит капризы, детский плач — начинает шуметь, шуршать, скребется, стучит в окно. Правда, он всего лишь пугает непослушников и никого не крадет: зачем ему лишние хлопоты?!
Вообще, бабай - по татарски "дедушка". Этот "злой дух"  берет свое начало  из монголо-татарского ига.

0

22

Блазня (мана, морока)
НАВАЖДЕНИЕ, призрак. Может показаться в любом месте: дома, в лесу, в поле. Ни одна блазня не обходится без участия нечистых духов, которые помрачают разум человека, заставляя видеть то, чего нет на самом деле. Понимая, что перед ним видение, призрак, человек все же не может отделаться от навязчивого образа. Блазни бывают в домах, где произошла ссора. После того, как хозяин дома разругается с кем-нибудь, блазня начинает перекидывать полки, посуду, со стола все скидывает. От блазней большого вреда нет, кроме испуга, первого потрясения, недоумения и беспокойства.

Отредактировано Анфиса (2013-01-18 02:08:44)

0

23

Повитруля: 

"Мы расположились в буковой роще под самой полониной. За привальными хлопотами не заметили, как наступила ночь. Круторогий месяц повис над деревьями. На земле тени от их ветвей переплелись, образуя узорчатое покрывало. Казалось, отбрось его, и откроется новая земля, другой мир. Между темными кустами орешника вдруг появилась светящаяся точка. Она плавала в ночи, будто кто-то одинокий и неприкаянный искал со свечой в лесу дорогу.

- Светлячок, - объяснил мой сведущий в этих вещах спутник.

Прошло некоторое время, и я услышал за спиной его тихий вздох:

- А может, и что другое...

О "другом" мы уже были наслышаны от чабанов на полонине, где провели предыдущую ночь. Овцы в загоне успокоились после вечерней дойки. Лишь изредка со стороны кошары доносилось теньканье колокольчиков. Пыхкали сырые буковые поленья в костре, над которым висел большой чан с сывороткой. Сквозь дым подрагивали низкие звезды. Старый чабан засунул за голенище сапога сопилку, на которой до этого выводил незатейливую мелодию и поведал о том же самом. Теперь уже словами.

- Не при мне то было, но наши сельские знатники верно говорят. Как-то в колыбу к молодому овчару - а он в тот вечер сам был - влетела деваха, каких по наших горах поискать. Ну прямо тебе писанка. Просит: "Спрячь меня, добрый человече. Не успел овчар и слова молвить, как в колыбе выросло страшило в шерсти. Дико закричал и разодрал пополам красавицу. Одну половину слопал, а другую закинул за спину и исчез в лесу...

Много подобных историй доводилось слышать у дымных полонинных костров. "Если и жить на этом свете, то на самом его верху", - говорят карпатцы. Речь идет о горных пастбищах - полонинах. А еще - о таинственных женских существах, которые издавна облюбовали солнечные и ветреные карпатские плоскогорья. В польских Татрах их называют "дивоженами", у румын - нимфами-"желями". Румынские "желе", правда, больше обитают в лесах, где неустанно прядут нити людских судеб. Однако летом они все же сырым чащам предпочитают солнечные, открытые ветрам полонины. Именно с ветрами связывают полонинных красоток украинцы, называя их "повитрулями".

"Кто видел, не скажет, кто знает, тоже не скажет, а кто и скажет, так сам черт сказанное не разберет," - такие вот примерно ответы я получал от чабанов, которых расспрашивал о повитрулях. А между тем в карпатских селах о них вспоминают частенько по самым различным поводам. "Смотри, а то повитруля тебя украдет", - пугают бабушки внуков, которые любят забираться в лес аж под самые полонины. "Окрутит тебя повитруля - узнаешь почем коряк ветра", - предупреждают матери своих непутевых сыновей. "Ты там ненароком не с повитрулями кохался?" - подозрительно спрашивает жена у мужа, когда он небритый, пропахший дымом, возвращается с полонины.

Какая же она, карпатская повитруля? Как выглядит? Слухов о ее красоте много, однако никто в точности не может нарисовать ее портрет. Одним врезались в память ее длинные волосы, другие вспоминают голубые холодные глаза, третьи твердят про выразительные тонкие брови.

Повитрули - дочки горных ветров. Вольными ветрами они рождены, пахучими ветрами выкормлены, на крыльях ветров переносятся с места на место. Ветер всегда у повитрули в голове, а если туда еще попадет что-то злое и повитруля вдруг раскапризничается, то уже готовый вихрь. Он может, скажем, обкрутить дерево и тонко - тонко подняться вверх - буковый лист, который не падает на землю, а будто бы зависает в воздухе и резко взмывает над ветками - является верной приметой вихревого танца повитрули. Если в вихрь, который сотворила повитруля, попадет человек, то его так покрутит, что ни одна шептуха на ноги не поставит.

Любовные утехи для повитрули, что материнское молоко для несмышленыша. Если кому девять ночей подряд снится любимая, то на десятый в ее образе спускается с полонины повитруля. У чабанов, которые ни в чем не отказывают своим ветреным любовницам-повитрулям, овцы всегда в целости и сохранности...

Владимир Супруненко

0

24

Яблоня выступает как посредник между двумя мирами, как связующее звено в приобщении души к миру предков . Маленькую яблоню несли перед гробом, сажали на могиле (вместо креста) , чтобы умершие могли через нее общаться с живыми  . Полагали, что деревце находилось с покойником в пути д o самого его перехода на «тот свет». Когда яблоня засыхала, это значило, что душа достигла рая и дерево должно расстаться с ней. После похорон молодого неженатого человека яблоневую ветку втыкали в потолок в помещении, где лежал умерший (болгары).
Южные славяне считали, что яблоня связана с нижним миром, т.к. ее плодами питаются самодивы, ее сажают на могилах. Другие полагали, что до Яблочного Спаса, т.е. до освящения яблок, на яблоне обитают русалки, черт; под ней находят клады .

Самодивы

  Самодивы - лесные нимфы, родные сестры самовилам - нимфам горным. В народном представлении это русоволосые, черноглазые красавицы, с весны до осени живущие в реках, озерах, родниках, среди лесов, полей, долин. Любимое их занятие - ночные игрища с плясками, песнями, хороводами, на которые случайному путнику лучше не забредать: либо сойдет с ума, либо умрет. Одни сборщики целебных трав да овчары не подвластны злым чарам: самодив пленяют звуки медных рожков. В конце игрища самодивы любят купаться - с шумом, визгом, хохотом. На время таких купаний вода в речушках и озерцах заметно прибывает, а родники бьют фонтаном в человеческий рост. Самодивы никогда не старятся.

0

25

Анфиса, спасибо огромное за такой интересный реферат!  :cool:
Например, о мифологии западной Украины я знаю далеко не всё. И, конечно, приятно было вспомнить предания о  моих любимых  украинских ведьмах!  :)

0

26

Анфиса написал(а):

Судя по всему, голову кинокефала нельзя назвать однозначно ни собачьей, ни шакальей, ни гиеньей. Она представляет собой нечто среднее между ними: удлиненная морда, как у шакала, даже заостренная, но круглые гиеньи уши, к тому же поставленные по бокам головы, как у человека

Помните у Гумилева :

В угрюмом сне застыли вещи,
Был странен серый полумрак,
И точно маятник зловещий,
Звучал мой одинокий шаг.

И там, где гуще сумрак хмурый,
Мой взор горящий был смущен
Едва заметною фигурой
В тени столпившихся колонн.

Я подошел, и вот мгновенный,
В меня как зверь, вцепился страх -
Я встретил голову гиены
На стройных девичьих плечах.

На острой морде кровь налипла,
Глаза зияли пустотой,
И мерзко крался шепот хриплый:
"Ты сам пришел сюда, ты мой!"

Мгновенья страшные бежали
И наплывала полумгла.
И бледный ужас повторяли
Бесчисленные зеркала...

Остальное дочитаю когда мама комп отдаст.
Анфиса, спасибочки! :love:  В детстве я читала про ксенокефалов, но про связь с гиенами слышать еще не доводилось!

0

27

Упырь (опир, вампир) — мертвец, который якобы выходит из могилы, чтобы сосать кровь живых людей. Украинские мифологические легенды рисуют образ упыря как старшего над ведьмами. Образ его встречается и в украинской литературе, в частности в произведениях И. Котляревского, И. Франко, М. Коцюбинского, Леси Украинки и др.
Упырь приблизительно соответствует вампиру в европейской мифологии и имеет много общего с вурдалаками в восточнославянской традиции, однако еще в XIX в. эти персонажи дифференцировались (разделились).
Существует несколько вариантов трактовки этого образа. Согласно одним представлениям, упырь приходится сыном черта и ведьмы. Живет он как обычный человек, однако от других отличается злобой. Согласно другим верованиям, упыри имеют только человеческий облик, а по своей сути это настоящие черти.
Существует верование, что упыри — это трупы ведьм и других людей, в которых после смерти вселяются черти и приводят их в движение. Упырем может стать любой человек, если его овеет степной ветер. Своим внешним видом упырь может не отличаться от обычных людей или отличаться очень румяным цветом лица. Иногда упырями считают детей (с большой головой, длинными руками и ногами), которые могут предсказывать будущее.
Довольно часто народное воображение разделяет упырей на две группы: живых и мертвых. Характерными признаками мертвых упырей является то, что у них красное лицо, которое в гробу возвращено вниз. Мертвый упырь никогда не разлагается.
Живой упырь тоже имеет красное лицо и очень крепкое телосложение, которое нужно ему для того, чтобы на своей спине носить мертвого упыря. Мертвый без живого не может быть вредным, поскольку сам не имеет возможности ходить.
А. Афанасьев утверждает, что упыри — это злобные блуждающие мертвецы, которые при жизни были колдунами, вурдалаками или людьми, которых не принимала церковь /убийцы, еретики, богоотступники/. Ночью упыри встают из своих могил и ходят по миру. Они заходят в дома, набрасываются на сонных людей /чаще — на младенцев/ и высасывают кровь, в результате чего человек умирает. Они могут разгуливать по земле до пения первых петухов, а затем бросаются к своим могилам. Чтобы избавиться от упырей, люди откапывали их могилы и пробивали грудь мертвеца осиновым колом. Если это не помогало, труп сжигали. Упырей считали причиной засух, неурожаев, эпидемий. В украинской демонологии упырь является символом зла, смерти, беды, эпидемий и стихийных бедствий.
Упырями считали некоторых исторических лиц. Например, генерального обозного В. Борковского считали упырем, поэтому пробили осиновым колом. В дальнейшем это событие было изображено на стене Троицкого собора в Чернигове.
http://s3.uploads.ru/t/fRvjV.jpg

0

28

Имя Василия Дунина-Борковского связано с легендой, которую записали во второй половине XIX века известные этнографы М. А. Максимович и П. С. Ефименко. Эта же легенда упомянута украинским историком и этнографом Николаем Маркевичем в книге «Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян», изданной в 1860 году в Киеве.
Вероятно, причиной возникновения легенды стала необычная роспись, сделанная по заказу Дунина-Борковского на стене Троице-Ильинского монастыря. На росписи якобы было изображено загробное путешествие упыря.
В Черниговских газетах конца XIX века к легенде про упыря-полковника был неугасающий интерес, под псевдонимами авторы не уставали пересказывать легенду, публиковали народные сказания на эту тему:
Кажуть люди:
що полковник
По ночах блукає,
То душа його страдная
Упокою все шукає.

В 1890 году газета Черниговские губернские ведомости, не ссылаясь ни на один источник, печатает «подробности» из жизни генерального обозного:
Он ел скоромное в страстную пятницу, тягал к себе дочек и жён своих селян, тиранил самих селян, одевал их в медвежий мех и травил медведями .
В различных интерпретациях легенды встречаются следующие события.
Якобы спустя полгода после смерти генерального обозного в конце 1702 года в окрестностях Чернигова началась серия странных смертей. По этому поводу даже было произведено специальное следствие, которое установило, что за год пропало без вести 30 человек и умерло «смертию немочной» около 20 человек. Кто-то пустил слух, что виной всему — вурдалак Дунин-Борковский.
При жизни генеральный обозный якобы слыл алхимиком и чародеем. Стало также известно, что генеральный обозный не исповедался и не причастился перед смертью и не велел звать на свои похороны священника. Начали распространяться слухи, что каждую ночь из могилы генерального обозного вылетает карета, запряженная шестеркой вороных лошадей, и мчится к родовому имению Дуниных, которое располагалось на Черной круче над Десной. Там мертвец обходил свою усадьбу, наводя при этом ужас на слуг и домочадцев. Перед первыми петухами он останавливался возле старого колодца, указывал на него перстом, а потом исчезал после петушиного крика.
Наконец родственники и жители Чернигова обратились за помощью к церкви. Когда поздно ночью призрачная карета снова появилась в воротах Елецкой обители и помчалась к Чёрной круче, возле Красного моста через Стрижень ей вышла на встречу процессия священников и мирян во главе с архиепископом Иоанном Максимовичем. Процессия и призрак встретились на середине моста, архиепископ поднял крест и призрак Генерального обозного провалился в реку, а карета поплыла серым туманом над рекой и вскоре растворилась в воздухе.
По легенде утром следующего дня гробницу генерального обозного в соборе вскрыли и Дунин-Борковский лежал в саркофаге как живой, румяный и с дымящейся трубкой. Архиепископ Иоанн Максимович якобы распорядился вбить в грудь генерального обозного осиновый кол. После этого гроб с телом из церкви изъяли и похоронили его в родовом имении Борковских на берегу Десны (по другой интерпретации легенды в Бобровице). Той же ночью над городом разразилась невиданной силы гроза и река вышла из берегов, затопив могилу генерального обозного.
http://s2.uploads.ru/t/frMC0.png

0

29

Анфиса написал(а):

Дунин-Борковский лежал в саркофаге как живой, румяный и с дымящейся трубкой.

:rofl:  :rofl:  :rofl:

0

30

Живой и  с дымящейся трубкой? Кого-то мне это сильно напоминает!
Товарищи, а вдруг он тоже там живой? И с дымящейся трубкой?)))

0


Вы здесь » Форум Елены Артамоновой » Мифы, легенды, традиции » Украинская нечистая сила


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно