Ни разу мне еще не попадались книги-фэнтази с украинской нечистю. А там, право, попадаются очень достойные экземпляры. Поскольку, здесь , на форуме, все люди творческие, то подобная "коллекция", явно, не лишняя. Авось, пригодится кому-нибудь.
Начну:
Песиголовцы
Легенды.
"Давным-давно по лесам и деревням бродили песиголовцы. Если заставали человека одного, хватали его и съедали.
А в селе Горинчеве жила женщина по имени Головканя. Однажды пекла она хлеб. Глянула в окно, видит: едет на коне песиголовкиня и поворачивает в ее двор. Головканя быстренько легла в постель и накрылась простыней.
Песиголовкиня вошла в хату и видит: лежит женщина в постели.
— Что ты там делаешь? — спрашивает.
— Лежу, больная я. И ребенок мой маленький болен.
Песиголовкиня не тронула женщину. Только сказала:
— Дай мне поесть.
— Иди поищи себе.
— Нет ли у тебя капусты?
— Там стоит, в сенцах.
Песиголовкиня пошла в сени, открыла бочку и залезла туда с головой.
А Головканя, как увидела, что песиголовкиня нагнулась, быстро схватила топор и разрубила ее пополам.
Убила песиголовкиню, порубила на куски и спрятала в бочку. Ночью бочку вывезла со двора и бросила в речку.
А конь песиголовкини с бесагами денег остался женщине.
Все это чистая правда.
* * *
Как-то горинчевский крестьянин, по фамилии Доромбей, нес дрова из лесу. У реки встречает его песиголовец.
— Бросай дрова и отдавай постолы! — крикнул песиголовец.
Доромбей сбросил с плеч дрова, снял постолы и отдал песиголовцу.
А песиголовец берет постолы и правый на левую ногу обувает — не понимает что к чему. Доромбей смотрел, смотрел, а потом размахнулся топором и — бац его по голове! Так и убил песиголовца.
И это правда.
Записана П. Линтуром в селе Горинчево, Хустского района, от А. Калина. Впервые опубликована в сборнике «Закарпатские сказки Андрея Калина», Ужгород, 1955 год.
Когда-то на Верховине жили три брата: Петро, Микола и Иван. Были они такие бедные, что, кроме живой души, ничего не имели. Заработать негде было, а есть нужно. Думали они, думали, что делать, и решили пойти в пастухи.
Пришла весна.Погнали братья овец на полонину. Пасли всю весну и лето. А когда пришла осень, собрались в село. Только стали спускаться с гор, как поднялась буря. Овцы убежали в лес, и никак не могли пастухи выгнать их оттуда. Пришлось заночевать в лесу. Стали разводить костер, чтобы согреться, высушить одежду. Кое-как насобирали под колодами сухих листьев, развели костер, сварили ужин, а потом легли и стали по очереди сказки рассказывать. Долго рассказывали, пока их сон не сморил. Вдруг слышат: кто-то в лесу кричит:
— Буй, бу-у-уй! Микола отозвался:
— Гей, ге-е-ей!
И опять кто-то крикнул уже ближе:
— Буй, бу-у-уй! Микола снова:
— Гей, ге-е-ей!
В третий раз голос прозвучал совсем близко:
— Буй, бу-у-уй!
Посмотрели братья и окаменели с перепугу: стоит перед ними песиголовец. Сам огромный, тело человеческое, а голова пса. На лбу глаз, как плошка, светится.
Микола первым пришел в себя и крикнул псам, чтобы они песиголовца прогнали. Но псы песиголовца не трогают.
— Зачем меня звали? — спрашивает песиголовец. Братья молчат, не знают, что отвечать.
— Ну раз так, пойдете со мной. Иначе будет вам здесь конец. Перепугались братья, пошли за песиголовцем. Где уж им было бороться с таким страшилищем. Пошли пастухи, а за ними и овцы.
Шли братья всю ночь, а к утру пришли к огромным скалам. Песиголовец загнал овец в сарай, а братьев запер в сенях. Сидят братья и не знают, что песиголовец развел большой огонь, чтобы изжарить на нем кого-нибудь из них, а то и всех сразу. Когда печь хорошо накалилась, пришел песиголовец и стал выбирать, которого из братьев взять. Но все они были такие худые, что решил песиголовец подкормить их сначала. А сам тем временем пошел в сарай, выбрал двух жирных овец, зажарил и съел.
Микола все это видел в дверную щель и очень опечалился. Не хотелось ему умирать такой поганой смертью, да и братьев было жалко. Стал он думать, как бы спастись от беды.
— Нужно что-то делать, иначе погибнем, — говорит он братьям.
Когда песиголовец лег спать, Микола взял большое полено, пробрался в его комнату и изо всей силы ударил песиголовца по голове. Правда, не убил, но глаз выбил. Петро и Иван тем временем выскочили из хаты и спрятались в скалах.
Подпрыгнул от боли песиголовец, да так, что головой потолок пробил. А на чердаке у него было много орехов, и они стали сыпаться в дырку. Услышал песиголовец, что орехи сыпятся, и говорит:
— Хорошо, что орехи сюда посыпались. Теперь ты не убежишь от меня, я услышу, куда ты ступишь.
Микола испугался, спрятался под лавку и сидит тихонько. А когда прошел первый страх, стал думать, как бы обмануть песиголовца. Принялся бросать орехи в разные углы. Песиголовец думает, что это Микола ходит и давай бегать по комнате, чтобы его поймать. Потом Микола насобирал полную горсть орехов и бросил их к двери. Песиголовец решил, что Микола выскочил из хаты, и бросился во двор. Выбежал так быстро, что и дверь за собой не закрыл. А за ним в открытую дверь выбежал и Микола.
— Ну, теперь я тебя не боюсь. Теперь ты мне ничего не сделаешь! — кричит песиголовцу.
Остановился песиголовец и думает, как бы отомстить своему врагу.
— Слушай, ты! Я подарю тебе дорогой перстень. Иди бери его. Микола издали посмотрел на перстень, который и вправду был очень красив. Только страшно Миколе подходить за перстнем и потребовал он, чтобы песиголовец положил перстень на землю.
— Теперь бери, я тебя не трону, — сказал песиголовец, положив перстень. А сам подумал: «Только возьми, посмотрим, что дальше будет!»
Взял Микола перстень и только надел на палец, как перстень начал кричать:
— Иди, иди!
Песиголовец услышал голос перстня и погнался за Миколой. Напрасно Микола пробовал снять с руки перстень: будто прирос он к пальцу.
Долго гонялся песиголовец за Миколой. Наконец, прибежали они к большой скале. Здесь Микола разбил перстень камнем и бросил его в пропасть, А перстень все кричит:
— Иди, иди!
Песиголовец побежал на голос, сорвался со скалы и упал в пропасть. Там ему и конец пришел.
А Микола выпустил овец из сарая, нашел братьев, и пошли они домой. Были уже пастухи недалеко от села, когда увидели, что за ними гонятся другие песиголовцы. Но братья быстро перешли с овцами речку, и песиголовцы не смогли их догнать.
Пришли братья в село, отдали овец хозяевам, получили за работу хорошую плату. Потом женились и, наверно, доныне живут. Только уже ни один из братьев не откликается, услышав ночью незнакомый голос.
А вот что о песиголовце ( псоглавце, кинокефале) пишут специалисты:
Внешний вид псоглавца нетрудно вообразить по его названию. Ростом он, как правило, с высокого человека (6-6,5 футов, то есть 180-195 см), хотя встречались и более крупные разновидности — где-то до двух с половиной метров. Часть авторов указывает на то, что в полный рост их никто не измерял, — псоглавцы ходят, опустив голову. Впрочем, большинство источников этот тезис не подтверждает.
В древнейшие времена псоглавцы были мельче: сообщают даже о карликовой разновидности в половину человеческого роста.
Хвост у псоглавца наблюдали немногие — вероятно, его купируют в детстве. Но некоторые авторы отмечают наличие хвоста — не метелкой, как у большинства собак, а гладкошерстного, как у дога.
Пальцы снабжены небольшими когтями — не настолько крупными, чтобы мешать пользоваться орудиями. Руки и грудь изрядно волосаты, но не полностью покрыты шерстью; а вот голова целиком зарастает коротким волосом; иногда на затылке бывает обильная грива. Цвет волос — обычно рыжеватый, но встречаются бурые, изредка — серые и даже серо-зеленоватые, под характерный цвет гиен.
Судя по всему, голову кинокефала нельзя назвать однозначно ни собачьей, ни шакальей, ни гиеньей. Она представляет собой нечто среднее между ними: удлиненная морда, как у шакала, даже заостренная, но круглые гиеньи уши, к тому же поставленные по бокам головы, как у человека.
Язык псоглавцев преизрядно напоминает лай, но никто из авторов не хвалился тем, что его понимает.
Наивно было бы ожидать от подобных существ кротости. Псоглавцы хищны (либо всеядны, но все равно предпочитают мясо), агрессивны и не прочь полакомиться разумными существами — лучше всего людьми, но сойдут и другие, даже соплеменники. Племя псоглавцев организовано наподобие волчьей стаи: правит сильнейший из мужчин (самцов?), при нем несколько бойцов послабее, и власть вожака тем крепче, чем ближе опасность или дичь. У женщин — своя сходная иерархия, и предводительница женской части стаи практически всегда становится супругой вожака. А не наоборот — супруге вожака не вручается власть, если она не самая сильная в «прекрасной» половине стаи, наоборот, она лишится своего статуса супруги! Правда, лишится не полностью — моногамией псоглавцы отнюдь не отличаются.