Характерники умели понимать животных: прикладывали левую руку к сердцу лошади или собаки, слушая правым ухом их дыхание. Таким образом характерники духовно сливались с животным, и в бою их лошади действовали, словно разумные существа. Входили духом в птиц или животных. К примеру, казак садился на ствол дерева, словно на лошадь, но задом наперед. Ему давали в правую руку ястреба, и он держал его до тех пор, пока энергетически не сливался с ним. Отпущенная птица взмывала в воздух, а характерник, благодаря своей эзотерической неразрывности с ней видел все, что наблюдал ястреб с высоты.
Характерники умели мягко падать с любой высоты. Для этого начинающего умельца заставляли напиться вдребезги и перелезть через высокий шатающийся забор. Так он делал много раз, пока не вырабатывал в себе технику расслабленности пьяного человека и мог без травм приземляться - пусть даже с высоты 15-20 метров.
Могли такие чародеи находиться в состоянии анабиоза. Наблюдая за полетом орла, они заставляли сердце биться очень редко, тело застывало. Но сознание при этом оставалось обостренным. В средневековье вид неподвижного «мертвого» человека у дороги или в степи - обычное явление. Естественно, враги казаков не обращали на такого характерника внимания. А он разведывал, и не только слухом, но и внутренней силой проникновения, планы противника. Умели они переходить в иные пространственные измерения, уплотняя или растягивая время. При этом открывались возможности для овладения искусством магии: человек мог неподвижно стоять среди толпы, не замеченный никем. Разведчики достигали состояния, при котором становились почти невидимы. Они будто теряли свою форму, растворялись в природе.
Своеобразным способом охраняли бивуак казаков, нарушая течение энергии в окружающей местности. В этом случае искривленное пространство виделось врагам неподвижно стоящей стеной воды. Они пугались и обходили такое место, а кто пытался проникнуть за пределы непознанного, как правило, терял разум. Еще одна интересная способность этих уникальных людей: они могли познать будущую истину, мысленно рассмотреть события, которые готовила им жизнь. С этой целью они сутками неподвижно сидели около лесного озера или костра, останавливая поток мыслей в своем сознании. В этом состоянии они напоминали каменные глыбы.
Для пополнения энергии и силы духа опытные характерники периодически заряжали себя. Перед восходом солнца разжигался большой костер в форме шестиугольника (для молодых - четырехугольник). Посредине находился ствол груши - комлем обязательно на восход. Когда в костре оставались угли и появлялось дневное светило, характерники раздевались до пояса и входили в огненный шестиугольник лицом к восходу. В этот момент и происходило пополнение энергии, а также бурное омоложение организма, включая и специфические мужские способности.
Характерники молодого возраста получали энергию, становились стойкими, крепкими, саморегулируемыми по-иному. В первой фазе Луны они голыми ложились на свежевспаханную землю, которая и питала их организмы. Вероятно, после такой процедуры они некоторое время не могли смывать с себя грязь.
Неизвестно каким образом пришло к характерникам знание методики выхода к астральным проекциям. Выход достигался путем длительного лежания на теплой печи, в которой все время пылал огонь. Видимо, Иванушка-дурачок был не глуп! Первые двадцать дней казак очень мало ел, пил только родниковую воду, поэтому в его организме шла внутренняя переплавка тканей. Какая-то незримая энергия растворяла все его естество. На сороковой день перед ним вставали бирюзового цвета энергетические столбы и открывался внеземной простор, в который он вплывал. В нем характерник мог передвигаться на любые расстояния, мог находиться невидимым в штабах противника, когда там планировали боевые действия против Украины. Данные способности сохранялись до конца жизни, поэтому для разведки эти умельцы были незаменимы. Неясно только, почему большинство сражений казаки все же проиграли или победили врага, понеся большие потери. Возможно, указанные выше способности заимствовали чумаки, выбирая безопасные маршруты для своих караванов.
Выход в иные горизонты бытия позволял убрать негативы физического существования, снять ограничения в постижении знаний. Более того, характерники трансформировали свою физическую оболочку в такие состояния, когда ее не могла рассечь даже сабля из дамасской стали, не получали ожогов от раскаленного железа. А гайдамаки собирали на себе пули, которыми их обстреливали поляки, и затем бросали в них, естественно, поражая насмерть. Сами побратимы М. Зализняка и Гонты при этом только насмехались над наивными поляками, не догадавшимися освятить пули в храме.
Способности характерников поистине безграничны. Скажем изготовляли хитрые «крики»: брали, окунали в воду и воск, потом кричали на них, и воск, как ни странно, запечатлевал звуки. Подобные «крики» разбрасывали по степи, и лошади врагов, наступая на них, пугались крика, громко ржали, и казачьи часовые тогда предупреждали о приближении противника. Не исключено, что в начале июня 1775 г., когда русские войска окружали Сечь, такие ловушки были разбросаны на подступах к лагерю. К сожалению, накануне нападения торговцы доставили запорожцам слишком много водки, поэтому они, не исключая сторожей, после обильного возлияния крепко спали.
Григорий Фудым уверен, что характерники могли часами находиться под водой, задерживая дыхание и не превращая легкие в жабры. Под снегом никогда не замерзали без кожухов и рукавиц, с голыми руками шли на поединок с вооруженными до зубов врагами. Когда умер Иван Сирко, его тело казаки пять лет возили с собой, чтобы в боях обеспечить себе победу. В один из критических моментов сражения решили отрезать у трупа правую руку и выставить перед врагом. Говорят, что помогло, и враги с позором бежали. Похоронили эту волшебную руку только в конце XV века. Новое о характерниках обнаруживаем у В. Супруненко: находили клады (которые сами спрятали), ставили на ноги мертвых, на лету полами кафтанов ловили ядра.
В 1936 г. около села Архангельское Донецкой области раскопали могилу характерника. Он лежал в дубовом гробу без единого гвоздя - в красных шароварах и синем жупане, подвязанном зеленым поясом. В отличие от обычных смертных, лежал лицом вниз, за поясом у него была запечатанная сургучом посудина с горилкой.
Не исключено, что характерники владели гипнозом (отводили глаза). Заходили в шинок, пили там горилку без оплаты и получали от шинкаря «сдачу». Страшными врагами характерников были, оказывается, миловидные представительницы прекрасного пола. Если такой воин-волшебник был охвачен пылкой любовью к женщине, он неминуемо терял бдительность. Из него выходила магическая энергия, так необходимая в бою или в разведке. Поэтому любой казак, посмевший нелегально привести на Сечь девушку, рисковал своей и ее головой. В случае поимки казака девушку тоже сажали в мешок вместе с дикой кошкой, завязывали его и бросали в Днепр. При этом кошка инстинктивно чувствовала гибель и, пытаясь найти выход, яростно царапала когтями лица обоих. Вероятность спасения была невелика: если казак мог спрягать нож и разрезать мешок, то остаться в живых ему и девушке все равно было трудно. Ведь мешок с такой тяжестью стремительно шел на глубину. Могли эти страдальцы умереть от шока и разрыва сердца. Даже если девушка и спаслась, то в родном селе на нее смотрели, как на отверженную (выдавали глубокие борозды на щеках от кошачьих когтей): «Це та, що ходила на Січ». Судьба ее была изломана: она могла выйти замуж за какого-нибудь старика или калеку. Приходилось бедняжке уходить из села или кончать жизнь самоубийством. Гораздо безопаснее для казаков - иметь подруг в близлежащих селах и даже заводить там детей.