Страшная пустота жизни. О, как она ужасна...
* * *
Тó знание ценно, которое острой иголкой прочертило по душе. Вялые знания - бесценны.
(на поданной почтовой квитанции).
* * *
Только тó чтение удовлетворительно, когда книга переживается. Читать "для удовольствия" не стоит. И даже для "пользы" едва ли стоит. Больше пользы приобретешь "на ногах", - просто живя, делая.
Я переживал Леонтьева (К.) и еще отчасти Талмуд. Начал "переживать" Метерлинка: страниц 8 я читал неделю, впадая почти после каждых 8 строк в часовую задумчивость (читал в конке). И бросил от труда переживания, - великолепного, но слишком утомляющего.
Зачем "читал" другое - не знаю. Ничего нового и ничего поразительного.
Пушкин... я его ел. Уже знаешь страницу, сцену: и перечтешь вновь; но это - еда. Вошло в меня, бежит в крови, освежает мозг, чистит душу от грехов. Его
Когда для смертного умолкнет шумный день
одинаково с 50-м псалмом ("Помилуй мя, Боже"). Так же велико, оглушительно и религиозно. Такая же правда.
* * *
Слабохарактерность - главнейший источник неправдивости. Первая (неодолимая) неправда - из боязни обидеть другого.
И вот почему Бог не церемонится с человеком. Мы все церемонимся друг с другом и все лжем.
(за нумизматикой).
* * *
Прогресс технически необходим, для души он вовсе не необходим.
Нужно "усовершенствованное ружье", рантовые сапоги, печи, чтобы не дымили.
Но душа в нем не растет. И душа скорее даже малится в нем.
Это тот "печной горшок", без которого неудобно жить и ради которого мы так часто малим и даже вовсе разрушаем душу.
И борьба между "прогрессистами" и людьми "домашнего строя" очень часто есть борьба за душу или за "обед с каперцами", в котором "каперцы", конечно, побеждают.
(умываясь утром).
* * *
Легко Ш. X. разыскивать преступников, когда они говорят, когда он подслушивает - тó самое, чтó ему нужно. Так-то и я бы изловил.
(Шерлок Холмс - один случай).
А когда осматривают труп, то непременно в пальцах "зажат волос убийцы".
...не верьте, девушки, навеваниям вокруг вас, говорам, жестам, маскам, шумам, мифам...
Верьте, что чтó есть - тó есть, чтó будет - будет, чтó было - было.
Верьте истории.
Верьте, что историю нельзя закрыть двумя ладонями, сложить ли их "в гробик", "в крестик" или "в умоление".
Будьте неумолимы.
* * *
"Анунциата была высока ростом и бела, как мрамор" (Гоголь) - такие слова мог сказать только человек, не взглянувший ни на какую женщину, хоть "с каким-нибудь интересом".
Интересна половая загадка Гоголя. Ни в каком случае она не заключалась в он....... как все предполагают (разговоры). Но в чем? Он, бесспорно, "не знал женщины", т. е. у него не было физиологического аппетита к ней. Чтó же было? Поразительна яркость кисти везде, где он говорит о покойниках. "Красавица (колдунья) в гробу" - как сейчас видишь. "Мертвецы, поднимающиеся из могил", которых видят Бурульбаш с Катериною, проезжая на лодке мимо кладбища, - поразительны. Тоже - утопленница Ганна. Везде покойник у него живет удвоенною жизнью, покойник - нигде не "мертв", тогда как живые люди удивительно мертвы. Это - куклы, схемы, аллегории пороков. Напротив, покойники - и Ганна, и колду-нья - прекрасны и индивидуально интересны. Это "уж не Собакевич-с". Я и думаю, что половая тайна Гоголя находилась где-то тут, в "прекрасном упокойном мире", - по слову Евангелия: "Где будет сокровище ваше - там и душа ваша". Поразительно, что ведь ни одного мужского покойника он не описал, точно мужчины не умирают. Но они, конечно, умирают, а только Гоголь нисколько ими не интересовался. Он вывел целый пансион покойниц, - и не старух (ни одной), а все молоденьких и хорошеньких. Бурульбаш сказал бы: "Вишь, турецкая душа, чего захотел". И перекрестился бы.
Кстати, я как-то не умею представить себе, чтобы Гоголь "перекрестился". Путешествовал в Палестину - да, был ханжою - да. Но перекреститься не мог. И просто смешно бы вышло. "Гоголь крестится" - точно медведь в менуэте.
Животных тоже он нигде не описывает, кроме быков, разбодавших поляков (под Дубно). Имя собаки, я не знаю, попадается ли у него. Замечательно, что нравственный идеал - Уленька - похожа на покойницу. Бледна, прозрачна, почти не говорит, и только плачет. "Точно ее вытащили из воды", а она взяла да (для удовольствия Гоголя) и ожила, но самая жизнь проявилась в прелести капающих слез, напоминающих, как каплет вода с утопленницы, вытащенной и поставленной на ноги.
Бездонная глубина и загадка.
(когда болел живот. В саду).
* * *
Все писатели - рабы. Рабы своего читателя.
Но уж кого бы там ни было, а все-таки в нем существо раба.
Это все Мефистофель-Гутенберг устроил. Черная память.
(8 ч. утра; переезд в город).
* * *
Человек искренен в пороке и неискренен в добродетели.
* * *
Смотрите, злодеяния льются, как свободная песнь; а добродетельная жизнь тянется, как панихида.
Отчего это? Отчего такой ужас?
Да посмотрите, как хорош "Ад" Данте и как кисло его "Чистилище". Тó же между "Потерянным Раем" Мильтона и его же "Возвращенным Раем". Отчего? Отчего?!!
Одно исключение, кажется, единственное: олимпийские оды Пиндара, которым не соответствовало никакой басни, насмешки, сатиры.
Т. е. греки IV - V века до Р. X. - вот они и были счастливы и чисты.
(в каб. уединения).
* * *
Порок живописен, а добродетель так тускла.
Что же все это за ужасы?!
Не сходи с лестницы своего дома - там зло.
Дальше дома зло уже потому, что дальше - равнодушие.
(Лисино).
* * *
Любовь есть совершенная отдача себя другому.
"Меня" уже нет, а "все - твое".
Любовь есть чудо. Нравственное чудо.
* * *
Нагими рождаемся, нагими сходим в землю.
Чтó же такое наши одежды?
Чины, знатность, положение?
Для прогулки.
День ясный, и все высыпали на Невский. Но есть час, когда мы все пойдем "домой". И это "домой" - в землю.
(октябрь).
* * *
Чтó такое литературная душа?
Это Гамлет.
Это холод и пустота.
(укладываясь спать).
* * *
Душа моя как расплетающаяся нить. Даже не льняная, а бумажная. Вся "разлезается", и ничего ею укрепить нельзя.
(ночью на извозчике).
* * *
Родила червяшка червяшку.
Червяшка поползала.
Потом умерла.
Вот наша жизнь.
(3-e час ночи).
* * *
Тишина лечит душу.
Но если тишина относится к "концу всего", как сон к смерти, то неужели смерть окончательное излечение?
Чтó мы знаем о смерти?
О, если бы что-нибудь знали!
(20 ноября, канун "Введения", мамочка легла "для молчания",
тишины и отдыха в клинику Елены Павловны).
* * *