Форум Елены Артамоновой

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум Елены Артамоновой » За чашкой кофе » СЦЕНАРНОЕ


СЦЕНАРНОЕ

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Как ни странно, у меня нашлось немного времени чтобы перепечатать очередную тему из недавно снова обнаруженной тетрадки с лекциями по сценарному.
Для удобства буду продолжать темы здесь же, а предыдущие части размещу в виде ссылок:
Сценарное. Тема №1 + вступление
Тема № 2. Роль сценария в работе над произведением.
Тема №3. Структура сценария.
Тема № 4. Аудитория и произведение. Стратегия вовлечения.
Тема № 5. Профессиональные термины.
Тема № 6. Персонажи драмы.
Тема № 7. Действие –обстановка в структуре сценария.
Тема № 8. Экспозиция в сценарии.
1. Определение функции и экспозиция.
2. Тональность. Принцип часового механизма.
3. Экспозиция и поворотные пункты в сюжете.

1) Определение экспозиция это не только освещение фактов, сколько выявление информации, уже присутствующей, но пока недоступной читателю. Экспозиция всегда должна быть короткой и оригинальной. Информация экспозиции должна как бы растворяться в действиях. Именно она задает тональность, темп и ритм произведения.
Помимо этого она создает драматичность ситуации, которая толкает героя к действию, обрисовывая начальные связи персонажей (на поверхностном уровне характера) и задает атмосферу действия и опознавательный признак жанра. Она должна поворачивать историю в неожиданном направлении.

2) Тональность. Принцип часового механизма. Создать тональность важнейшая задача сценариста. Тональность требует точного равновесия и постоянства от начала до конца. Она есть отражение собственной индивидуальности. Определив тональность и дав необходимую экспозицию, сценарист в праве  использовать различные приемы для нагнетания напряжения сюжета.
Часто авторы составляют график, согласно которому в четко определенное время должно произойти конкретное событие или разрешиться конкретная ситуация. Этот прием нагнетения напряженности американский драматург Уолтерсон называет часовым механизмом. Не все приемлют принцип часового механизма, но творчески мыслящий сценарист старается найти способ и место для внедрения его в структуру сценария. Этот принцип всегда действенен и вызывает интерес аудитории.

3) Экспозиция. Поворотные пункты в сюжете. Экспозиция задает энергию произведения. Ее факты должны накапливаться что бы повернуть историю в неожиданном направлении. Это и делает экспозицию невидимой. Любая история становится интересной благодаря непредсказуемости поворотов действий, хотя повороты и изгибы случаются на протяжении всего сценария. Но в структуре сценария есть  два обязательных места (поворотных пункта) меняющих направление за счет неожиданных событий. Каждый поворотный пункт должен напоминать с новой силой о внешних мотивах героя и заставлять его переживать.
1-й поворотный пункт есть финал экспозиции. Это момент принятия героем важного решения. Он толкает историю в следующий акт.
2-й поворотный пункт обладает всеми качествами первого, еще и резко ускоряет действия. Делает третий акт более интересным чем предыдущие два. Именно он дает импульс к разрешению конфликта.

0

2

:cool:

Мария Шелкопряд написал(а):

Для удобства буду продолжать темы здесь же, а предыдущие части размещу в виде ссылок:

Это правильно, чтобы все было в одном месте и не терялось  :writing:  :glasses:

0

3

Тема № 9.
Движение истории путем создания драматической ситуации.
1. Драматическая ситуация. Ее функции.
2. Драматическая ситуация и  самоидентификация читателей с героями.

1) Драматическая ситуация – это положение героя когда давление окружающих обстоятельств сильнее чем возможности характера.
Это безвыходное положение для героя, заставляющее его действовать прилагая все свои возможности. Именно желание выхода из драматической ситуации толкает героя на определенные действия.
Драматическая ситуация стимулирует воображение сценариста, и редактора, а так же самовольных героев :D , заставляет читателей сопереживать героям драмы.
Приводит в движение все человеческие отношения. Сценарист-профессионал должен все время повышать уровень опасности в каждой из драматической ситуации.

2) Драма раскрывает жизнь через интересные события, характеры и их взаимоотношения. Обыденное в жизни не может стать предметом в драме.
Герой истории постоянно попадает в драматические ситуации которых в жизни читателя быть не может. Этим мотивирован читательский интерес к происходящему.
Если драматическая ситуация выражена слабо или отсутствует, то читателю неинтересно и соответственно он не может идентифицировать с героями.
И наоборот если драматическая ситуация грамотно выстроена, то она отражает подлинную человеческую суть и показывает персонажей достойных крайней точки человеческого опыта.
Это привлекает читателя и заставляет его самоидентифицировать себя с героем.

0

4

Тема №10.
Роль альтернативного фактора в драматической ситуации.
1) Определение и функция альтернативного фактора.
2) Виды альтернативных факторов.

1. Альтернативный фактор выражается в формуле «что будет, если герой не справится с опасностью?».
Он обязателен для каждой драматической ситуации и представляет собой угрозу, заставляющую героя действовать.
Альтернативный фактор всегда находится в определенной действительности. Четко обозначенная и рано сформулированная угроза, мощный фактор приводящий драматическую ситуацию в движение.
Угроза есть оружие антагониста. Альтернативный фактор  это один из ключевых моментов мотивации поведения любого персонажа.

2. В мире множество страхов и угроз, которые могут существенно повлиять на поведение героя. Но все они концентрируются в 7-ми категориях:

1) Удар по самоуважению. Это действует на персонажей всех возрастов и социальных статусов. Эта угроза вводит героя в драматическую ситуацию.
2) Профессиональный провал. Эта угроза выбивает героя из привычного жизненного уклада и заставляет его немедленно бороться за место в жизни.
3) Физический вред. Это конфликт с угрозой физического вреда  едва ли не самый популярный. Он агрессивный агент интендефикации.
4) Угроза смерти. Это сильный фактор драматизма, энергия развития которого формирует обычное поведение и заставляет людей совершать неординарные поступки.
5) Угроза жизни семьи. Этот фактор заставляющий героя фактически опрометчиво совершать поступки, т.к. жизнь родных для многих важнее чем собственная.
6) Угроза жизни популяции. Ее развитие может привести не только к гибели героя, но и всего его народа.
7) Угроза человечеству – наиболее популярно в современном кино. Ее развитие очень действенный фактор в структуре сценария.

0

5

Тема № 11.
Драматическая перипетия.
1) Определение драматической перипетии.
2) Функции драматической перипетии.
3) Драматическая перипетия как фактор усиления зрительского интереса.
4) Драматическая перипетия и катарсис.

1. Драма интересует пограничные ситуации в человеческом поведении.
В центре ее внимания персонаж находящийся в постоянной борьбе.
Удивительный эффект сопереживанию человеку, который борясь за счастье попадает в несчастья заметили еще древние.
Это движение к надежде Аристотель называл перипетии. Ничего лучше для возбуждения зрителей/читателей в драме до сих пор не придумано.
В драматической ситуации перипетии являются самой продуктивной структурой.
Ее простота и эффект стремительного действия не имеют себе равных.
Перипетии развиваются по следующей схеме: счастье – оценка героем новой информации – несчастье - оценка героем новой информации – счастье и т.д.

2. Перипетии разнообразят чувства героев и создают эмоциональные крайности.
Именно это делает все скрытые возможности характера явными.
Перипетии помогают драме выразить ее потенциал, стремление к крайностям является катализатором эмоций.
Они действуют в любой драматической структуре и выполняют одну и ту же задачу. Вводить читателя в эмоциональный мир истории.
Так же перипетии являются инструментом ежеминутного  тактического воздействия на читательскую аудиторию.

3. Жесткая схема драматических перипетий максимально вовлекает читателя в историю.
Поэтому перипетия лучший фактор усиления зрительского интереса.
В трехкратном развитии драмы каждый акт переходит в следующий через поворотный пункт.
Этот пункт и есть резкая обозначенная четко драматическая перипетия.
Чем больше эмоций хочет вызвать автор у читателя, тем больше перипетий ему потребуется в структуре сценария.

4. Катарсис есть очищение через сопереживание, сострадание. Это понятие ввел в драму Аристотель.
В драматической перипетии отражено свойство человеческой души испытывать смену воодушевления и уныния, творческой активности и пассивности.
Именно цепь драматических перипетий ведет к кульминации – вершине драмы, где и заставляет читателя испытать катарсис.
Вообще, драматическая перипетия в конструктивном построении может увлечь и читателя и автора.
Именно в ней растет чувство трагического.

0

6

Тема № 12.
Мотивация героев.
1. Определение мотива.
2. Мотив и сверхзадача героя.
3. Трехактность и мотивация героя.
4. Внутренняя и внешняя мотивация.

1) В случае, когда герой попадает в драматическую ситуацию, ему необходимо  оттуда вырваться.
Для достижения этой цели в характере сразу включается мотивация ответного действия – мотив.
Это один из важнейших элементов произведения, определяющий ответ на вопрос: «почему?», «зачем?».
У всех персонажей есть определенные мотивы, которые возникают на трех уровнях: сознательном, подсознательном и инстинктивном.
В каждой драматической ситуации автора интересует отдельный мотив героя. Далее мотив превращается в намерение – желание достичь цели.

2) Именно мотивы ведут героя к цели. Преодолев одну из них, герой движется к другой.
У персонажа каждый раз должен быть только один ясный мотив для совершения одного ясного действия.
Ясная мотивация действий героя позволяет читателям его полюбить. Герои могут желать множество вещей, но основная цель – это то, чего они хотят достигнуть, пока история не кончилась.
Мотивы отдельных драматических ситуаций так или иначе подчинены главному мотиву героя. Именно главный мотив способствует достижению главной цели – сверхзадачи героя.

3) Сценарий как и любое драматургическое произведение имеет трехактную структуру и так как она – наиболее приемлема, необходимо и мотивировку разделить на три части.
Это дает читателю возможность понять, как дважды изменяются в сценарии желания и намерения для каждого из трех актов.
Изменения мотивировки обозначают рубежи в четверть и три четверти протяженности истории.
Если в истории не будет изменения мотивов (следовательно и поворотных пунктов), то читательский интерес будет быстро иссякать.
Мотивы героев, в соответствии с трехактной структурой сценария, должны меняться в начале второго и в начале третьего актов.

4) Существуют два вида мотивации:
- внешняя – это то, чего герой хочет зримо и ощутимо до конца истории, эта мотивация выражается через действия и поступки героев;
- внутренняя – это то, почему героя хочет добиться своей цели, определенная форма желания героя ощутить свою человеческую ценность, эта мотивация идет изнутри, внешне никак не проявляется и осуществляется через диалог.

0

7

Тема №13.
Конфликт.

1. Определение и роль конфликта в истории.
2.   Правила, способствующие развитию конфликта.
3. Развитие драматической ситуации в конфликте.
4. Характер и конфликт.
5. Аттитюд как философия действия характера в конфликте.

Определение и роль конфликта в истории.
Конфликт – это сумма обстоятельств и преград, которые необходимо преодолеть героям на пути к предмету своих устремлений.
Он возникает, когда главный герой хочет чего-то достичь, а ему противодействуют другие персонажи или какие-либо обстоятельства.
Это противоборство и движет сюжет. В нем должны бороться ясные, четко выраженные силы.
Конфликт находится в прямой зависимости от идеи: чем значительнее идея, тем глубже конфликт. В любой драме он должен развиваться динамично и быть действенным.

Правила, способствующие развитию конфликта
Способ опознания персонажей в конфликте универсален: чем значительнее их различия, тем лучше развивается противоборство.
Существует несколько правил, способствующих развитию конфликта:
- в начале сцены цели персонажей должны быть несовместимы и недостижимы;
- извне постоянно должен угрожать альтернативный фактор;
- из-за давления обстоятельств каждый раз проблему нужно решать сиюминутно;
- персонажи всегда должны находиться в нескольких шагах от «катастрофы»;
- конфликт должен притягивать внимание читателя и заставлять его идентифицировать себя с героями истории;
- конфликт должен развиваться как эмоциональный опыт героев, который читатель может почувствовать вместе с ними.

Развитие драматической ситуации в конфликте
Драматическая ситуация создает направление в самом начале, когда герой находится в безвыходном положении.
Персонаж, противоборствующий герою в конфликте, должен задавать ему вопросы. Герой же своими действиями должен давать ответы.
Так из драматической ситуации развивается конфликт. Не все сцены выводят конфликт наружу: некоторые его готовят, другие осмысливают.
Всегда в центре конфликта должно находиться что-то конкретное, что глубоко затрагивает самые важные жизненные интересы.
Это противоборство всегда углубляет драматическую ситуацию или создает непредвиденные последствия.
Именно конфликт помогает пережить читателю чувства героев в драматической ситуации, как свой эмоциональный опыт.

Характер и конфликт
В характере персонажа можно выделить одну из трех доминант: воля, ум, эмоции. Одна их них, определяет то, как характер входит в конфликт.
Автор должен готовить характер в направлении этой доминанты. Также, исходя из биографии героя, можно дать читателям понять как характер войдет в решающий конфликт и выйдет из него.
Эмоциональный – импульсивными действиями, пренебрегая компромиссами. Волевой – сконцентрировав все силы для достижения поставленной цели.
Умный – найдя для себя позицию, обеспечивающую победу. Доминанта поведения в конфликте – это определяющее качество характера.
Также для того, чтобы знать как персонаж будет действовать в конфликте, необходимо обрисовать физический облик, психологический портрет и жизнь героя в социальном окружении.
Глубокий характер проявляется только под сильным давлением драматической ситуации, когда конфликт срывает с него маску.

Аттитюд как философия действия характера в конфликте
Интеллектуальная реакция характера на мир объясняется с помощью аттитюда – философии характера по отношению к теме.
Аттитюд это и философия действия характера в конфликте. Всегда в книге герой имеет один аттитюд, а антагонист – другой, противоположный.
Аттитюд – это то, как характер подходит к жизни и с какой точки оценивает тему книги, это как бы сквозная задача роли.
Если читатель понимает философию действий героя, он активно реагирует на вес его действия. Аттитюд всегда должен быть простым, жизненным и понятным каждому зрителю.

0


Вы здесь » Форум Елены Артамоновой » За чашкой кофе » СЦЕНАРНОЕ


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно